Малому и среднему бизнесу (МСБ) в Краснодарском крае нужно создать условия для честной и открытой конкуренции – в этом убежден председатель комитета малой торговли Краснодарского краевого отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Игорь Вдовиченко. О перспективах развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в регионе, проблемах предпринимателей, препонах, которые создают чиновники начинающим бизнесменам, и многом другом Игорь Вдовиченко рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА KrasnodarMedia.
— Как вы считаете, Игорь Викторович, на какие проблемы малого и среднего бизнеса в регионе сейчас нужно обратить внимание в первую очередь? И как их можно решить, на ваш взгляд?
— Сразу хочу отметить, что это мое личное мнение, с которым не все могут согласиться, но для моих оппонентов я всегда предлагаю открытую дискуссию. На мой взгляд, развитие МСБ должно сопровождать много факторов. Сегодня Россия переживает непростой период в экономике. Кубань как ее неотъемлемая часть – тоже, но со своей спецификой. Я бы охарактеризовал этот период, как стагнацию. Ее можно определить по следующим признакам: замедление экономического роста, сложности с трудоустройством и занятостью населения, снижение уровня жизни.
Приоритеты экономической политики, на мой взгляд, должны переориентироваться на более эффективное противодействие незащищенности и неравенству, которые сопровождают технологические изменения и глобализацию. Именно устойчивый, всеобъемлющий прогресс, сопровождающийся ростом доходов населения наравне с ростом его экономических возможностей, уровня защищенности и качества жизни, должен быть признан политиками главной целью экономического развития – а вовсе не рост ВВП. Это предполагает и новые инструменты для оценки эффективности такой политики.
Индекс инклюзивного развития базируется на 12 индикаторах, объединенных в три группы, которые оценивают уровень экономического развития лучше, чем индикатор роста ВВП. Три основные части IDI – рост и развитие (включая рост ВВП, занятости, производительности труда, ожидаемой продолжительности жизни); инклюзивность (медианный доход домохозяйств, уровень бедности и неравенства); межпоколенческая справедливость и устойчивость (уровень сбережений, демографической нагрузки, государственного долга и загрязнения окружающей среды). Такой индекс отражает более целостную картину экономического развития, если его цель – устойчивое повышение уровня жизни населения, а не увеличение производства товаров и услуг само по себе.
Данные приоритеты показывают, что нельзя построить успешную экономику в крае, если в целом по стране есть огромные проблемы. В России доля малого бизнеса составляет около 20%. В то же время в развитых экономиках мира этот показатель начинается от 50%. Чтобы достичь уровня роста МСБ до мировых стандартов, нужно в Краснодарском крае создавать условия для ведения бизнеса, а именно: доступность и развитость инфраструктуры (монополия всех естественных сетей); доступность заемных денежных средств с низкой процентной ставкой, а в кризисные годы – с нулевой процентной ставкой; упрощенная и прозрачная форма оформления земельных участков или недвижимости краевой и муниципальной собственности, выделяемой МСБ для ведения предпринимательской деятельности; ослабить чрезмерное давление проверяющих госструктур.
Необходимо продумать тщательный дифференцированный подход (пример онлайн-касс, где предприниматели, которые работают в сезонных бизнесах, просто закроют свои предприятия).
Представитель "ОПОРЫ РОССИИ" на Кубани Игорь Вдовиченко: бизнес спасет честная конкуренция. Фото: Из личного архива Игоря Вдовиченко
— Чем в регионе чаще всего занимается малый бизнес?
— Круг интересов МСБ очень разнообразен: это торговля, производство, сельхознаправление (теплицы), сфера услуг, но в последние годы очень активно развивается сфера общественного питания (кафе, столовые, мобильные кофейни).
— Депутат Заксобрания Кубани Сергей Алтухов отметил однажды, что одна из проблем малого предпринимательства – избыточное давление контролирующих органов на бизнес. Какие шаги предпринимает ОПОРА, чтобы решить эту проблему?
— Краевое отделение Опоры России принимает активное участие в законотворческой работе по защите прав и интересов предпринимателей. Юридическое Бюро Опоры по своей инициативе вносит законопроекты в Государственную Думу РФ, ЗСК и городские Думы муниципалитетов края. С помощью Бюро приняты многие законодательные акты, однако стоит отметить, что не всегда по ключевым моментам законодательные органы всех уровней дают эффективную поддержку предпринимателям. Очень много времени занимает документооборот (ответы из органов власти), что зачастую тормозит процесс становления и развития МСБ.
Основными направлениями деятельности Юридического Бюро Опоры являются защита от незаконных действий органов власти, защита в судах по гражданским делам, защита по уголовным делам, оформление документов для господдержки бизнеса, полное юридическое сопровождение предприятия.
— Какие преимущества, на ваш взгляд, имеет Краснодарский край для организации и развития малого бизнеса по сравнению с другими регионами?
— Преимущества нашего края очевидны. Это мягкий южный климат (возможность ведения бизнеса круглогодично), круглогодичная курортная зона отдыха россиян, наличие морских портов, высокий конкурентоспособный потенциал кубанцев, компактность населенных пунктов. И в целом Краснодарский край очень привлекателен для инвесторов.
— Оказывают ли поддержку краевые власти малому предпринимательству в регионе?
— Для начала процитирую последние данные об отчете счетной палаты РФ.
На федеральном уровне основные мероприятия поддержки МСП предусмотрены по подпрограмме "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика". В рамках указанной подпрограммы в 2014-2017 гг. на поддержку МСП из федерального бюджета было направлено в общей сложности 120,5 млрд руб., из которых более половины составили взносы в уставный капитал АО "Корпорация "МСП". При ежегодном уровне кассовых расходов по данной подпрограмме на уровне 95% ее целевые показатели оставались недостигнутыми. Например, достижение показателя "Количество вновь созданных рабочих мест в секторе МСП" в 2016 году составило 35,5 тыс. вместо запланированных 109,5 тыс.
Фактически поддержка МСП также осуществляется в рамках иных федеральных госпрограмм. При этом регионы не владеют полной информации об оказываемой поддержке субъектам МСП из разных источников федерального уровня. Так, в регионах, охваченных контрольным мероприятием, на поддержку МСП из средств федерального бюджета в 2014 — 2016 гг. и в первой половине 2017 г. фактически было выделено и использовано 34,4 млрд руб., при этом в бюджетной отчетности проверенных регионов отражено 9,3 млрд руб.
Бюджетная отчетность не содержит информации об объемах поддержки, оказанной субъектам МСП в рамках госпрограмм. Полнота информации об объемах средств федерального бюджета, использованных на поддержку МСП, не обеспечивается. В этой связи на практике не обеспечивается принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренный Бюджетным кодексом.
На Коллегии Счетной палаты было обращено внимание на сокращение объема предоставленных субъектам МСП кредитов с 5 460,3 млрд руб. на 01.01.2016 до 4 917,8 млрд руб. на 01.11.2017. При этом доля кредитов, обеспеченных гарантиями в рамках национальной гарантийной системы, увеличилась, но осталась незначительной: от 1,5% –по состоянию на 01.01.2016 до 4,8% – по состоянию на 01.10.2017. Проверка деятельности гарантийных организаций в охваченных контрольным мероприятием регионах показала, что количество выданных ими поручительств относительно общего количества зарегистрированных на территории региона субъектов МСП также остается незначительным: не более 0,1%.
Контрольно-счетной палатой Краснодарского края, проводившей параллельную проверку, были установлены нарушения и недостатки в деятельности гарантийного фонда и фонда микрофинансирования Краснодарского края, в том числе связанные с использованием предоставленных из федерального бюджета субсидий. Так, значительные объемы средств субсидий, полученных на пополнение фонда микрофинансирования, размещались на банковских депозитах: в 2014 г. – до 92,4%, в 2016 г. – до 41,8%. Материалы по результатам проверки были направлены в Прокуратуру Краснодарского края и ГУ МВД России по Краснодарскому краю для принятия мер реагирования.
Данная ситуация сложилась вследствие того, что краевые структуры не заинтересованы в развитии МСП и, как я вижу, не хотят допускать к финансированию и контролю за расходованием бюджетных средств общественные организации связанные с поддержкой и защитой МСП.
Представитель "ОПОРЫ РОССИИ" на Кубани Игорь Вдовиченко: бизнес спасет честная конкуренция. Фото: Из личного архива Игоря Вдовиченко
— Налажен ли механизм решения конкретных проблем предпринимателей?
— В целом органами исполнительной власти ведется работа по улучшению предпринимательского климата в регионе, но зачастую она носит формальный характер, поскольку та инициатива, которую предлагают предприниматели, игнорируется и не рассматривается на совещаниях с участием МСБ.
Кроме того, в крае довольно плохо налажена работа МСБ с владельцами частных рынков и муниципальных ярмарок. У многих предпринимателей на данных объектах имеются ларьки, павильоны и магазины, которые они финансировали и строили за свои собственные деньги, однако с течением времени власти и частные компании меняют статус объекта, и предприниматель находится в непонятном для него состоянии собственности на данный актив. Другими словами, за предпринимателями нужно документально оформить его собственность, чтобы у них было четкое ощущение заботы и видение будущего со стороны властей.
Еще одна проблема в том, что схемы размещения нестационарных торговых объектов (НТО) и аукционы разрабатываются без учета пожеланий МСБ. Малый и средний бизнес и общественные организации не входят в состав комиссий. Если посмотреть состав комиссий в процентном соотношении, то в них органы власти занимают подавляющее количество голосов, что в свою очередь не ведет к объективной оценке ведения бизнеса в регионе.
Также, на мой взгляд, нужно по-новому рассматривать вопрос легализации интернет-торговли подакцизными товарами. Не менее остро в крае строит проблема контрафакта и контрабанды табачных изделий и алкогольной продукции, особенно в Краснодаре. Так, за последний год выросла торговля контрафактными и контрабандными табачными изделиями. Недобросовестные торговцы торгуют на улицах города, очень много случаев фиксировали в районе улиц Стасова и Селезнева (р-н Восточного рынка), улицы Атарбекова (р-н Водолечебницы), улицы Октябрьской (р-н Сенного рынка). Реакция со стороны полиции отсутствует.
— Как вы оцениваете перспективы развития малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае?
Говоря о перспективах развития МСБ, я вижу огромный потенциал роста в нашем регионе. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, большой поток миграции на Кубань из других регионов России и бывших республик СССР. Во-вторых, наш край имеет большие возможности в области производства сельхозпродукции. И третий фактор – мы можем привлекать туристов из России и дальнего зарубежья, и не только на морское побережье.
Представитель "ОПОРЫ РОССИИ" на Кубани Игорь Вдовиченко: бизнес спасет честная конкуренция. Фото: Из личного архива Игоря Вдовиченко
— Существует ли эффективная модель поддержки малого предпринимательства сегодня?
— Модель, конечно, существует, но ее нужно открыто обсуждать со всеми заинтересованными игроками и очень дифференцированно подходить к каждому виду деятельности. Примером могут послужить развитые экономики мира. Подчеркну: чтобы бизнес развивался, его нужно продвигать снизу, а не навязывать непродуманные решения чиновников. И в этом есть решающая роль Независимого Единства Предпринимателей (НЕП), которое, я считаю, мы должны создавать без ангажированности с властью.
На мой взгляд, участие органов власти в МСБ нужно свести к минимуму, создать условия для честной конкуренции, доступности заемных средств напрямую без государственных посредников.
Также необходимо осуществлять наставничество, организовывать школы начинающего предпринимателя, курсы переквалификации для предпринимателей, деловые контакт-центры в каждом муниципалитете (с минимальным участием органов власти) и делать так, чтобы инфраструктура для бизнеса была доступной.
— В каких направлениях вы посоветуете развиваться начинающим бизнесменам?
— Смело начинать с того, чем больше нравится заниматься. Главное, идти в тот бизнес, где вы что-то понимаете и в чем разбираетесь. Умеете строить — открывайте строительную фирму, стрижете — парикмахерскую. Тянет цветы сажать — выращивайте саженцы и продавайте. А потом развивайтесь — учитесь и зарабатывайте, осваивайте новые направления.
Из направлений я бы посоветовал несколько востребованных, на мой взгляд. Например, мобильные приложения и мобильные платежи. Среди пользователей сейчас наиболее востребованы приложения с полезным функционалом: системы бронирования, заказ такси, доставка еды, финансовое планирование. Популярны корпоративные приложения, которые используются для упрощения внутренних коммуникаций внутри компании. Более перспективен сектор мобильных платежей. Количество пользователей смартфонов постоянно растет. Рынок электронных платежей также продолжает развиваться: в первом полугодии При этом именно мобильными платежами пользуются примерно 29% россиян. Ниша пока практически свободна.
Можно задуматься о приобретении франшизы. К сожалению, у большинства нет высоких компетенций, поэтому надо смотреть на секторы попроще, например, полезный фастфуд, создание гибких медиапроектов. Такого рода бизнес доступен уже многим как по опыту, так и по размеру инвестиций. Франшизы все еще остаются наиболее привлекательным бизнесом для широкого круга населения: это уже готовый бизнес-продукт, не нужно вкладываться в разработку бренда и раскручивать бизнес — как правило, у сети франшиз уже есть постоянные клиенты. Модель привлекательна для начинающих бизнесменов, ведь владелец франшизы обычно помогает найти подходящее место для предприятия, продумать дизайн и функционал помещения. Франшиза становится удачным вариантом в кризис — не нужно тестировать бизнес-модель, она уже проверена. Франшиз на рынке очень много во всех сферах.
Доставка еды – еще одно перспективное направление. Ниша по доставке еды практически не занята. В регионе есть свои местные игроки, которые занимаются доставкой продуктов по городу. Потребители пока не
привыкли к такому формату и чаще покупают продукты в обычных магазинах.
Ну и, конечно, наши традиционные виды деятельности – торговля, общепит, сфера услуг, но надо помнить, что здесь очень высокий уровень конкуренции и от начинающих предпринимателей требуется высокий уровень компетенций.
— Какие цели и задачи Вы ставите перед собой на текущий год?
Цель одна — рост благосостояния кубанцев. Выше я описал меры, чтобы ее достичь. В целом это успешная Кубань – процветающая наша Родина!
— Спасибо за беседу!
Справка. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" — российское общественное объединение, включающее около 450 тысяч предпринимателей и иных граждан, объединяющее более 100 отраслевых союзов, ассоциаций и гильдий. Отделения организации действуют в 85 регионах РФ, также создано 15 представительств в 8 странах мира. "Опора России" создана 18 сентября 2002 года. Учредителем выступило Объединение предпринимательских организаций России (НП "ОПОРА").
Это новости Краснодара и Краснодарского края.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"Раскачать" молодежное предпринимательство на Кубани намерена "ОПОРА РОССИИ"
Объединиться призывает частных инвесторов краснодарская "Опора России"