Общество. 06 марта, 09:00
Первая женщина фотокорр-репортажник в Краснодаре: прийти в профессию было авантюрой. Фото: Виктор Локшин, с сайта "Кубанский репортер", https://s-kub.ru

Фотокорреспондент Татьяна Зубкова: Прийти в профессию было авантюрой

Первая женщина-фотокорр пришла работать в газету в лихие 90-е, не имея ни аппаратуры, ни опыта (ФОТО)

6 марта, KrasnodarMedia. Фотокорреспондент Татьяна Зубкова, ставшая первой женщиной фотокорреспондентом-репортажником в Краснодаре, рассказала о том, как пришла в профессию. Не имея ни фотоаппарата, ни опыта, будучи самоучкой "с большой натяжкой", Татьяна Зубкова, получившая художественное образование и подрабатывавшая портретисткой на улице, откликнулась на объявление в газете "Краснодарские известия". Татьяна и сама не знает как решилась на это, называя свой поступок "авантюрой", предрешившей всю ее дальнейшую жизнь, рассказывает корреспондент "Кубанского репортера" Елена Шумовская, сообщает ИА KrasnodarMedia.

"Татьяна Зубкова в судьбу верит. А как иначе можно объяснить, почему она ухватилась за объявление о поиске фотографа в газету "Краснодарские известия", не имея ни фотоаппарата, ни профессиональных навыков?

Журналистика изначально была мужской профессией – много позже ее освоили представительницы слабого пола. В фотографии и видеосъемке, где блокнотом и ручкой не обойдешься, а нужно носить тяжелую технику, этот принцип действовал намного дольше. Даже и в ХХ веке женщин-фотографов во всей России можно было пересчитать по пальцам. "Самая известная – Ляля Кузнецова – это наша российская классика", — говорит Татьяна Зубкова. Но и сегодня среди репортажников женщин по-прежнему мало, ведь дамы стараются выбирать для себя более привычные сферы вроде fashion-съемки и рекламной фотографии.

"Мне кажется, что женщины лучше, чем мужчины, чувствуют и передают в кадре красоту, — говорит Татьяна Зубкова. – Зато мужчины великолепно разбираются в технической стороне фотографии, например, мне до них в этом плане далеко".

Время перемен

Татьяна Зубкова получила профессиональное художественное образование, но в "лихие 90-е" работу в сфере искусства найти было совсем нелегко. Вот и приходилось зарабатывать на улице, зазывая прохожих заказать себе портрет. Затем появилась возможность подрабатывать в курортный сезон на Черноморском побережье.

Татьяна Зубкова пришла работать фотографом в газету в лихие 90-е, не имея ни фотоаппарата, ни опыта

Татьяна Зубкова пришла работать фотографом в газету в лихие 90-е, не имея ни фотоаппарата, ни опыта. Фото: Предоставлено Еленой Шумовской, с сайта "Кубанский репортер", https://s-kub.ru

"Три месяца рисуешь портреты на набережной, заработаешь неплохую сумму, которая потом помогает продержаться остальной год", — вспоминает Татьяна Павловна.

Однажды вернувшись из очередной такой "творческой" командировки (дату Татьяна Павловна помнит хорошо – осень 1996 года), Зубкова случайно наткнулась на объявление в газете "Краснодарские известия": "Требуется фотограф". Здесь надо сказать, что к этому моменту у нее появилась мечта купить себе фотоаппарат – на российском рынке впервые появились иностранные "мыльницы" (разумеется, пленочные, ведь цифровая техника пришла в нашу страну позже, уже в нулевые). Деньги после сезонной работы были, но, чтобы потратить немалую сумму на вещь не первой необходимости, нужна была серьезная мотивация. И она неожиданно появилась.

" Я до сих пор не понимаю, как я тогда решилась, ведь по природе я человек совсем не авантюрного склада! – вспоминает Татьяна Павловна. — Пришла в редакцию узнать условия работы фотокорреспондента, хотя мне даже снимать было нечем. Все разузнала и провела несложные математические расчеты: напечатать все кадры пленки стоит столько, а гонорар за одну фотографию такой-то, и если из одной пленки заплатят хотя бы за 3 кадра – я уже в плюсе. Вот так и решилась".

В газете ей предложили внештатное сотрудничество. К удивлению самой Зубковой, даже за первый месяц работы ей удалось за вычетом всех расходов немного заработать, за второй месяц – тоже, а на третий месяц ее официально взяли в штат.

Когда не было интернета

Но была еще одна проблема – на тот момент Татьяна Зубкова очень мало знала о фотографии. Когда-то, в старших классах, как и многие советские подростки, она снимала своих одноклассников в школе и на отдыхе и даже проявляла и печатала кадры под красным фонарем, но фотоаппарат "Вилия-авто" скоро сломался – вот и весь опыт. Учиться искусству фотографии было негде.

"Сейчас совсем другое время – есть интернет, и в нем море информации по любой теме, онлайн-уроки, мастер-классы известных фотографов. Тогда, в конце 90-х, мы были этого лишены, да и интернет в нашей стране еще только появился. Профессиональной литературы и в библиотеках не найти. В основном я училась по рекламным журналам, где между презентациями новой техники проскальзывали статьи по методике фотографии", — говорит Татьяна Зубкова.

Был еще и собственный метод – печатать абсолютно все кадры пленки и потом каждый анализировать: что получилось, а что нет, и главное — почему не получилось.

"Довольно долго я только так и делала, — вспоминает Татьяна Павловна. – До тех пор, пока уже по негативам не научилась видеть удачные и негодные кадры".

И еще был, так называемый, фотобазар – крохотный рынок по выходным, где можно было дешевле купить пленку, а заодно познакомиться с коллегами и в разговоре что-то полезное у них почерпнуть.

Женщины лучше, чем мужчины, чувствуют и передают в кадре красоту — говорит Татьяна Зубкова

Женщины лучше, чем мужчины, чувствуют и передают в кадре красоту — говорит Татьяна Зубкова. Фото: Т. Жихарева, с сайта "Кубанский репортер", https://s-kub.ru

"Забавно, но в тот период своей работы я даже внесла перемены в организацию труда газетных фотокоров города, — улыбается Татьяна Зубкова. – Раньше в каждой редакции была обустроена "темная" комната, где они проявляли пленки и печатали свои снимки. А я все отдавала в соседнюю фотолабораторию – получалось быстрее по времени и дешевле по денежным расходам. Очень скоро в редакциях эти "темные" комнаты ушли в прошлое".

Photovisa. Начало

Первый цифровой фотоаппарат появился у Татьяны Зубковой, когда она перешла на работу в "Комсомольскую правду-Кубань". Тогда это была передовая техника, а сегодня та крохотная "мыльница" с зумом в среде профессионалов вызвала бы смех. Технологии менялись, изменялось и представление о фотографии, стали появляться новые возможности учиться.

Однажды Зубкова с товарищами поехали на семинар в Тольятти, где лекцию читала Ирина Чмырева – научный сотрудник московского Музея современного искусства, известный куратор фотовыставок, работавшая в разных странах мира. Познакомились, в процессе общения выяснилось, что сама Чмырева родом с Кубани, а в Краснодаре у нее жила мама.

"Тогда решили пригласить Ирину прочитать лекцию по фотографии в Краснодаре. Помог коллега и единомышленник Леван Мамулов, работавший педагогом в краснодарском Художественном училище", — говорит Татьяна Зубкова. – Организовали в училище открытую лекцию, на которую могли прийти не только студенты, но и все желающие. Мероприятие имело успех. А уже после лекции появилась идея – а не провести ли в Краснодаре фестиваль?"

Так родился фестиваль фотографии Photovisa, который за десятилетие своей работы стал для столицы Кубани узнаваемым брендом и доброй традицией, получил и российское, и международное признание. С тех пор в Краснодар со своими выставками приезжали фотографы из самых разных стран мира – от Европы до Латинской Америки и Австралии. А первый иностранный гость – Кристоф Гриль – вообще прибыл за свой счет – ему было просто интересно посмотреть на новое событие.

"Подготовка первого фестиваля заняла, наверное, год. Мы еще ничего не умели, вся исполнительская и координационная работа Photovisa упала тогда на меня. И я как настоящий перфекционист не рассчитала сил и "надорвалась". Потом думала, что больше этим не буду заниматься, — вспоминает Татьяна Зубкова, сейчас почетный директор Photovisa. — Но на следующий год грянул финансовый кризис, бюджета не было совсем, выставок и мероприятий было вполовину меньше, и я, видимо, отдохнула, набралась сил и за следующий сезон Photovisa взялась с энтузиазмом".

Сегодня Татьяна Зубкова репортажную фотографию сменила на театральную

Сегодня Татьяна Зубкова репортажную фотографию сменила на театральную. Фото: Предоставлено Еленой Шумовской, с сайта "Кубанский репортер", https://s-kub.ru

Конечно, очередной финансовый кризис (начался в 2014 году – прим. ред.) не пошел фестивалю на пользу, но проект держится. Так, в ближайшее время команда фестиваля запускает программу Photovisa. In between – ряд мероприятий в промежутках между фестивалями. В планах – ежемесячные встречи фотографов для общения, учебы и поиска интересных фотопроектов местных авторов.

Оставьте место для творчества

Сегодня Татьяна Зубкова репортажную фотографию сменила на театральную.

"Мне всегда было близко искусство: с детства люблю балет, в юности приобщилась к драматическому театру, в зрелом возрасте полюбила оперу, — говорит наша героиня. – Когда смотрю талантливое представление, ощущаю подъем, заряжаюсь творчеством других и хочется весь этот восторг и вдохновение передать в фотографии".

Татьяна Павловна считает, что главное для фотографа, как и для всякого креативного специалиста, избежать соблазна полностью погрузиться в коммерцию – нужно сохранить время и для творчества, участвовать в профессиональных конкурсах, фестивалях, выставках. Одним из главных достижений Татьяна Зубкова считает победу на фотобиеннале, которое организовал Русский музей. Призом стала возможность провести персональную выставку на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.

"В век интернета больше нет проблемы "провинция и столица" – заявить о себе может каждый, — уверена Татьяна Зубкова. – И, если человек жалуется на ограниченность своих перспектив, наверное, провинциализм у него в голове", — сообщает "Кубанский репортер".

В статье использованы фотоматериалы Виктора Локшина, Т. Жихаревой, Елены Шумовской, с сайта "Кубанский репортер", https://s-kub.ru.

Это новости Краснодара и Краснодарского края.

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я уже подписан

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia