Молодые инженеры из Кубани покоряют космос!
Фото: freepik

Кубань покоряет космос и теряет физиков: как прошла неделя в регионе

О достижениях и дефицитах Краснодарского края в "Политобзоре" ИА KrasnodarMedia

Пока власть имущие с завидной регулярностью вносят в систему образования нововведения, в кубанских школах количество учеников растет, а педагогов, в основном, по точным наукам, критически не хватает. Однако данный факт не мешает краевой молодежи бить рекорды в научно-технической деятельности, которыми могут гордится не только малая родина, но и вся страна. Подробности прошедшей политической недели — в обзоре ИА KrasnodarMedia.

Прорыв в космос! 

"Образование — это двигатель научных открытий", — сказала как-то американский астроном Мария Митчелл, а команда молодых инженеров из Курганинска подтвердили это.  

— Новый рекорд подтвердил высокий уровень подготовки и инновационного потенциала молодых инженеров Краснодарского края. Ребята, прошедшие акселерационные программы и принимающие участие в выставках краевого Фонда развития инноваций, доказали, что они способны на реальные достижения, которые уже сейчас формируют будущее космической отрасли. Результаты миссии позволят внести важные изменения в развитие космических технологий и разрабатывать новые амбициозные проекты, — сказал руководитель департамента развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края Василий Воробьев.

Аппарат поднялся на высоту 28,5 км с помощью стратосферного зонда и провел в стратосфере 36 часов, превзойдя прошлый рекорд в 13 часов. Запуск прошел в Томской области, а приземление — в Ханты-Мансийском автономном округе, с управлением из Курганинска. 

В команду вошли инженеры разных поколений, включая школьников, студентов, молодые научные кадры и ветеранов космической отрасли. Во время миссии были собраны метеорологические данные, изучены высотные струйные атмосферные течения, дистанционно проверили плавучести зонда и испытали автоматические системы.

— Успех ребят из Курганинска обусловлен несколькими факторами, — говорит ИТ-МБА профессор, советник по экономике и социологии РАЕН Антон Баланов, — Во-первых, это, безусловно, высоким уровнем инженерной подготовки и таланта участников команды. Эти ребята, судя по результатам, обладают недюжинными компетенциями. Во-вторых, нельзя не отметить, что Краснодарский край в целом и Курганинск в частности, обладают очень благоприятной средой для развития научно-технического творчества молодежи. Успехи команды — это еще и хороший знак для всей российской аэрокосмической отрасли. 

Наноспутники — это небольшие космические аппараты массой от 1 до 10 кг, активно используемые для различных целей, включая образовательные, коммерческие и научные проекты. 

Инженер в космической отрасли Александр Шаенко, который разрабатывал несколько ракета-носителей, считает, что самая важная задача, которую можно решить с помощью наноспутников сейчас — это съемка Земли из космоса, ретрансляция радиосигналов и сбор информации о судах в океане и самолетах в воздухе. 

— Ну и образование, разумеется. Сейчас набирают популярность программа Space-π(проект программы "Дежурный по планете" — прим. авт.), по которой запускает много школьных наноспутников, — уверен Шаенко.

Рекорды есть — физиков нет

Парадоксально, но несмотря на достижения в области космических технологий, в школах региона наблюдается дефицит учителей, в основном, по физике. Проблема не решается даже при наличии финансовых компенсаций для педагогов, покрывающих аренду жилья и ипотечные затраты. 

— С 2014 года выплачивается грант для молодых педагогических работников в размере 25 тысяч рублей. Грант в размере 50 тысяч рублей могут получить педагоги в возрасте до 35 лет, которые являются активными участниками очных туров профессиональных конкурсов, авторами инновационных проектов. Молодые педагоги в возрасте до 35 лет, принятые на работу в течение двух лет со дня окончания вуза или ссуза, также получают ежемесячную доплату в размере трех тысяч рублей, — сказал на пресс-конференции, посвященной новому учебному году, директор департамента образования администрации Краснодара Александр Звягинцев.

К началу нового учебного года в Краснодарском крае открыто около 1000 вакансий для учителей, отметила министр образования, науки и молодежной политики региона Елена Воробьева. 

— Дефицит педагогических кадров — порядка 3%, больше всего не хватает учителей физики, — заключила министр ведомства. 

— Краснодарский край славится техническими достижениями, и многие выпускники идут в высокотехнологичные отрасли, — считает учитель и репетитор по математике и физике Вячеслав Клетченко, — Но при этом мало кто видит будущее в школе. Причины просты: работа педагога требует огромной отдачи и эмоциональной стойкости, а взамен мы получаем не всегда достойные условия труда и ограниченные перспективы развития. Молодежь предпочитает выбирать карьеру, где есть возможности для роста, а в школе, к сожалению, этот рост ограничен.

По словам эксперта, средняя зарплата в Краснодарском крае — около 40-45 тысяч рублей. 

— Это, конечно, важный фактор, — продолжает он, — Но не только зарплата определяет выбор профессии. Молодежь стремится к современным технологиям и новым вызовам, а школьная среда часто кажется консервативной и далекой от инноваций. К тому же, работа учителя требует большого количества бумажной работы, отчетов и проверок, что не добавляет привлекательности профессии. Проблема решаема, но требует системного подхода и внимания как со стороны государства, так и общества.

На Кубани молодые специалисты после нескольких лет работы в общеобразовательной организации уходят работать в отрасли с равной заработной платой, но меньшей степенью ответственности. 

— Например, в одном из поселков городского типа на юге Краснодарского края молодой специалист Н. после четырех лет работы учителем начальных классов ушел на позицию продавца-консультанта в одном из крупных сетевых магазинов, — вспоминает педагог Карина Белякова. — Работа учителя — это не только преподавание, но и воспитание, общение с родителями, участие в школьных мероприятиях, и все это требует значительных усилий и времени. Помимо всего прочего, престиж профессии учителя все еще не высок. Преподаватели часто сталкиваются с неуважением, непониманием и даже грубостью со стороны родителей, учеников и общественности. Это тоже снижает престиж профессии, и делает ее менее привлекательной для будущих молодых специалистов. 

Чем беднее регион, тем ниже оклад?

Председатель Независимого Профсоюза "Новый Труд" Дарья Митина предлагает обратить внимание на зарплаты педагогам.

— Средняя зарплата учителя составляла практически в подавляющем большинстве регионов 85% от средней зарплаты по региону. Где-то разница была еще больше. Только в четырех регионах из 89 этот норматив был соблюден. Все остальное — тотальный дефицит, справиться с которым за 12 лет не удалось. Меры, принятые в 2024 году для повышения зарплат, тоже были связаны, прежде всего, с повышением МРОТа (Минимальный размер оплаты труда — прим.ред.). 

Справедливо будет отметить, что с начала учебного года за парты краснодарских школ сядет рекордное количество учеников — 203 тысячи.  

— Еще в 2012 году был майский указ, подразумевающий уничтожение практики обучения в три смены. Но, тем не менее до сих пор в целом ряде кавказских регионов, в целом ряде мегаполисов, это существует при такой же абсолютно зарплате. То есть учителя вынуждены работать кто на полторы ставки, кто на две, и вся прибавка, к сожалению, съедается инфляцией. Ничего хорошего я сообщить не могу в данном случае, — категорично заключила Дарья Митина. 

Зарплаты нет, но вы наряжайтесь!

Между тем, не решив открытых проблем по оплате труда педагогам и их недостатке, депутат Государственной Думы Виталий Милонов выдвинул очередное предложение по созданию единой школьной формы в духе императорской России и эпохи СССР. 

— Попросил министра просвещения Сергея Кравцова оценить идею о разработке школьной формы для российских школьников в духе и стиле лучших образцов школьной формы Императорской России и Советского Союза, — сообщил Милонов.

t.me/govoritmilonov

Образцы школьной формы Императорской России и Советского Союза. t.me/govoritmilonov

Эксперты инициативу политика не оценили, посчитав, что следует направлять свои полномочия и энергию на повышение образования, а не на внешний вид.

— Не каждый родитель может позволить себе купить недешевую ткань, отнести в лучшее ателье и заказать школьную форму образца СССР и Российской империи, — полагает политолог Анна Ониченко, — А государство вряд ли за это возьмётся из-за финансовых соображений. Вон, на безопасность школ и детских садов Кубани в этом году выделили больше миллиарда рублей. Там понятно: средства на видеонаблюдение, пожарную сигнализацию и так далее. Это на защиту наших детей. На специфическую и дорогую школьную форму по всей России уйдет несколько миллиардов, но какой толк от этого? Они не дадут ученикам ни должного образования, ни полной защиты. Стоит задуматься над этим! 

Свое мнение по поводу данной инициативы ИА KrasnodarMedia высказал и Доцент российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Иван Грибков

— Современные дети, а особенно подростки, ценят разнообразие и индивидуальность, — говорит он, — Поэтому идея введения единообразной школьной формы менее всего популярна именно у школьников. Мы рискуем получить повод для подросткового протеста на ровном месте, для противодействия которым у школы просто нет инструментов. Кроме того, у нас огромная страна с разными регионами, разными традициями, климатическими зонами и природой — сложно представить, что найдутся специалисты, которые смогут учесть все нюансы.

Мысль, что форма "погасит" материальное соперничество, — популярная иллюзия, считает эксперт.

— Обувь, украшения, драгоценности и аксессуары, макияж и маникюр, мобильные телефоны и прочие гаджеты — подростки легко найдут способ продемонстрировать свое материальное благополучие. И, конечно, вопрос: кто оплатит эту форму? Если государство вводит обязательную единую форму, то оно должно ее оплатить. Это понимают даже в не самой богатой Шри-Ланке, где государство, введя обязательную форму, выдает родителям деньги на покупку или материал для пошива, — заявил Иван Грибков. 

С предыдущим специалистом солидарна и школьный психолог Лилия Дубровская, обозначив, что стоимость формы пока неизвестна, но это может стать поводом для предоставления государственной поддержки семьям. 

— И здесь опять могут начаться соревнования по достатку среди семей: некоторые родители все равно захотят выделиться, заказав индивидуальный пошив с уникальными элементами. Вопросы демонстрации семейного достатка в школе представляют собой провокационный вопрос для определенной категории населения.