В Госдуме предложили платить школьникам за хорошие отметки — с такой инициативой выступила депутат Анна Скрозникова. Конечно же, речь не идет о том, чтобы давать детям наличку за каждую "пятерку" — в качестве материального стимула предполагается перечислять средства на "Пушкинскую карту", являющейся частью молодежной программы (16+) культурного просвещения в России. Что думают об этом кубанские политики, родители и сами школьники — в материале ИА KrasnodarMedia.
Отличники "в плюсе"
Депутат предложила некий социальный эксперимент — начислять материальное поощрение старшеклассникам за хорошую успеваемость на "Пушкинскую карту".
Как пишет РИА Новости (18+), с этой инициативой депутат Анна Скрозникова обратилась к премьеру Михаилу Мишустину, отметив положительное влияние карты, которая по совместному проекту федеральных ведомств позволяет ученикам старших классов и студентам бесплатно посещать музеи, показы фильмов, концерты в филармониях.
Мотивация или дискриминация
Мнения краснодарцев по этому поводу разделились — одни родители, уверены, что это может стать отличным стимулом для школьников. Другие считают такой вариант поощрения неприемлемым.
— В наше время ведь подавляющее большинство школьников учились хорошо без таких поощрений, — говорит краснодарка Анна Малышкина, мама девятиклассника. — Вроде бы в этом ничего плохого нет, ведь деньги пойдут на культурное развитие. Но "Пушкинская карта" доступна всем — и отличникам, и хорошистам, и троечникам. Теперь что получится? У отличника на карте будут деньги, а у троечника нет. Это может стать поводом для напряженных отношений между детьми. Карта тем и хороша, что позволяет приобщиться к культуре всем, независимо от успеваемости в школе. Введение такой системы поощрения попахивает дискриминацией. Учиться хорошо не для того, чтобы стать впоследствии хорошим специалистом и культурным человеком, а чтобы обойти других по балансу на "Пушкинской карте" — так себе идея, на мой взгляд.
Многие родители считают "денежный" вариант поощрения неприемлемым. Фото: Антон Балашов
Но не все родители школьников из краевой столицы настроены так категорично. В ходе экспресс-опроса многие краснодарцы поддержали идею, правда, отметив, что она требует доработки. По их словам, деньги будут потрачены учениками на благое дело, наличку в руках они держать не будут, а стало быть смогут посетить больше культурных мероприятий, что несомненно, пойдет на благо детям.
— Я двумя руками за такую инициативу! Любой стимул для современных школьников пойдет. Посмотрите, им же мало что интересно. Если уж не идея, то деньги точно могут простимулировать нынешних старшеклассников учиться лучше, — это мнение Татьяны Кулешовой, мамы десятиклассницы.
— На мой взгляд, подобная инициатива вредна для подростков. Мало того, что некоторые родители ругают их за оценки, так теперь будут попрекать за то, что не в состоянии заработать себе деньги, в том числе на какие-то мероприятия, — убеждена Людмила Котлярова, мама троих детей. — Школьники в принципе должны понимать для чего ходят на уроки, и какого результата они ждут в будущем. А оценка, заработанная на уроке — и есть та самая оплата за труд. Если сейчас мы приучим детей к оплате за оценки, в дальнейшем они будут думать только о деньгах, а не об учебе. Кроме того, таким способом можно приучить детей к легким деньгам, что в будущем тоже может сыграть с ними злую шутку. Считаю, что финансовый интерес не должен стоять на первом месте, когда речь идет об учебе.
Всё дело в деталях
Сами старшеклассники из Краснодара суть предложения депутата Госдумы поняли не до конца. Некоторые восприняли буквально "конвертацию" хороших отметок в купюры. И были очень разочарованы тем, что деньги за "пятерки" в случае реализации проекта будет начисляться на "культурную" Пушкинскую карту, а не на банковскую.
Некоторые школьники восприняли буквально "конвертацию" хороших отметок в купюры. Фото: Денис Таушканов
— Я занимаюсь плотно спортом, а по "Пушкинской карте" хожу с одноклассниками на спектакли и выставки, — рассказывает одиннадцатиклассник краснодарского школы Игорь. — Мне этого хватает. А учиться хорошо заставляет воспитание родителей и желание в будущем получить профессию, стать отличным специалистом. Если бы можно было деньги за "пятерки" потратить на спортивную экипировку — это было бы дело. Она очень дорогая, и я вижу, что во многих семьях есть сложности с ее приобретением. А то как-то нечестно выходит, на культуру можно учебой заработать, а на спорт нет.
— Мне идея нравится, — одобряет инициативу десятиклассник Михаил. — И хорошо, что на "Пушкинскую карту" будут переводить деньги. Я собираюсь поступать в Москву на актерский факультет. Если я смогу посетит больше культурных мероприятий — это поможет мне в дальнейшем.
— Идея странная, — считает десятиклассница Ольга. — Хорошо учиться, чтобы посетить больше выставок? Или как это будет происходить? А "пятерки" по каким предметам будут засчитываться? Насколько я знаю, приобрести "Пушкинскую карту" в Краснодаре несложно. Поверьте, она и так есть у тех, кто хорошо учится, троечникам спектакли неинтересны. Вот если бы мне за хорошие оценки отгулы давали — я была бы только рада. Нагрузка у нас сумасшедшая — уроки, репетиторы, я в студию танца еще хожу. Времени на отдых сильно не хватает.
Благодарности ради, а не денег для
Инициативу Анны Скрозниковой не поддержали и кубанские политики. Депутат Заксобрания Краснодарского края, лидер кубанских справедливороссов Денис Хмелевской уверен, что современные школьники должны стараться учиться лучше, понимая, что успехи в школе дают отличный задел на будущее.
— Сама идея материально стимулировать за хорошие отметки школьников, на мой взгляд, контрпродуктивна. Ученик, в первую очередь, должен понимать, что он учится не ради каких-то поощрений, а ради себя и своего будущего. Должна быть самомотивация, интерес к учебе. И здесь всё зависит не только от ученика, но и от родителей и учителей. Отличники, как и раньше, по итогам года в школе получают похвальные листы, где-то дополнительно — благодарности. Этого вполне достаточно в качестве внешней мотивации, — уверен Денис Хмелевской.
Победители школьных олимпиад имеют право преимущественного поступления в вузы — и это самый лучшие стимул. Фото: Александр Ратников
По мнению депутата Госдумы от Кубани Светланы Бессараб, не стоит менять сам принцип "Пушкинской карты", ведь равные возможности для духовного обогащения должны быть у вех школьников.
— Мы все учились без оплаты за оценки, и старались учиться хорошо, независимо от материального положения семьи. Совсем не факт, что ребенок хорошо обеспеченных родителей будет проявлять тягу к знаниям. И не факт, что дети из семей с более низким достатком будут отлынивать от обучения, — говорит Светлана Бессараб. — Абсолютно все дети должны иметь возможность посещать культурные мероприятия и досуговые центры по "Пушкинской карте". Независимо от того, какая у них успеваемость. Это важно. Проект с картой призван обогатить духовный мир детей, помочь развитию их внутреннего мира. Нельзя лишать школьника такой возможности. "Пушкинская карта" — это хороший вклад в наше будущее. И вносить подобные изменения в этот проект не стоит.
Народный избранник уверен: у школьников есть стимул, который дает им толчок и понимание необходимости хорошо учиться, быть первым — победители школьных олимпиад и других ученических конкурсов имеют право преимущественного поступления в вузы и ссузы страны.
Справка. "Пушкинская карта" (16+)— совместный проект Минкультуры и Минцифры. Выдается бесплатно школьникам и студентам от 14 до 22 лет. Список мероприятий, куда можно по ней сходить, определяет Министерство культуры РФ. Номинал карты в 2023 году — 5 000 рублей. Потратить средства необходимо до конца текущего года. Деньги поступают на карту ежегодно до достижения ее владельцем 22 лет. Проект запущен государством с целью повышения интереса среди молодежи к культурно-просветительским мероприятиям.
Появление курса начальной военной подготовки ждут и учителя, и родители учеников