За что партийные чины Советского Союза ополчились на рок и джаз? На это счет есть несколько версий, но похоже, к истине ближе всего эта: власть не могла допустить, что по стране "шагает" музыка, которая не одобрена сверху и развивалась без участия партии, а стало быть, ей неподконтрольна. Как это было — вспоминает ИА KrasnodarMedia.
Рок жив
Многие исследователи времени СССР, да и просто живущие в Советском Союзе граждане вспоминают, что в целом запрещали не рок-музыку как таковую, а неформальную, не одобренную чиновниками от культуры и молодежных объединений. Вспоминайте, были ведь рок группы в те времена — "Динамик", "Машина времени", "Аракс" и другие. Только вот приписаны многие в то время были к циркам, где числились в штате. Денежка от концертов должна была капать в бюджет страны, в музыканты получали зарплату. Да и едва ли не в каждой школе была своя, пусть и допотопная, но рок-группа.
Играть рок было можно, но зарабатывать на этом нельзя. Играть рок можно, но рок правильный и одобренный свыше. Тексты песен всех более-менее известных советских групп проходили строгую цензуру. А уж если ты "косуху" на улице с заклепками засветил — можно было вполне оказаться в спецприемнике.
В Сети до сих пор можно найти скан старого постановления КПСС, где перечислены "запретные группы", напротив них стоят пометки, что они пропагандируют: вандализм, религиозное мракобесие и прочие нехорошие вещи. Многие группы отлично известны и жителям страны Советов, и современным россиянам: Nazareth, Black Sabbath, Pink Floyd и другие.
И КПСС, и ВЛКСМ, условно говоря, использовали в отношении музыки три приема: контроль, надзор, показательная порка.
Отношение власти к року начнется меняться лишь в 80-х — тогда по всей стране начнут массово создаваться рок-клубы, и эту песню уже будет "не задушить". В СМИ начнут появляться статьи с положительным оттенком. На магнитофоны будут записывать выступления на "квартирниках". Молодежь перестанут тащить в спецприемники за неформальную одежду и прическу. Классический рок будут вытеснять новые рок-стили и направления…
Всем джаз
С джазом тоже было все сложно. Власти Советского Союза считали, что джаз, не больше и не меньше, направлен на порабощение народа страны Советов. Это музыкальное направление натурально считали губительным для неокрепших душ и умов советской молодежи. Нет веяниям буржуазии и точка. Писать это слово в СМИ запрещалось когда-то строго-настрого.
В принципе, опять же, джаз развивался, как и рок, подпольно. Легально он мог звучать лишь когда сверху одобрили едва ли не каждую ноту в композиции. Эдакий "кастрированный джаз" иногда звучал на концертных площадках. И выглядело это примерно так: "Ну, вот вам джаз. И у нас все есть. И джаз тоже. И ничего никому мы не запрещаем". Но стилягам того времени было ох, как непросто. К слову, адресных гонений на исполнителей джаза не устраивалось. Даже историки не смогли припомнишь пострадавших за исполнение этой музыки. Клубов как таковых не было, но все знали, что в таком-то ресторанчике, например, круто исполняют живой джаз.
Оттепель пришла в 1957 году. Помните? Это был год проведения Международного фестиваля молодёжи и студентов. Вот тогда-то молодежь всего мира узнала, что в СССР умеют играть джаз — на "свет" в этот год вышли все некогда подпольные исполнители. Среди них были и кочегары, и плотники — многие музыканты были самоучками.
Вот так и вышло, что в благословенные шестидесятые джаз продвигался как искусство молодых, а семидесятые в СССР стали десятилетием становления этой музыки в стране уже в профессиональном ключе. Ну, а нынче джаз могут слушать все без каких-либо ограничений в любых странах мира— у этого направления музыки миллионы поклонников…
Фигурантов уголовного дела обвинили в отравлении видных кремлевских политиков, но затем оправдали