Европейская мебельная компания продолжает делать шаги к полному выходу из страны. В IKEA сообщили о сокращении масштабов своего бизнеса в России, сославшись на ухудшение ситуации с бизнес-процессами и логистическими цепочками по всему миру. Корпорация решила не возобновлять продажи, а также избиваться от фабрик в Кировской, Ленинградской и Новгородской областях, сократив сотрудников производств. О том, чем плох уход IKEA и почему ситуация коренным образом отличается от истории с Макдональдсом, в комментарии ИА KrasnodarMedia рассказал экономист и блогер Роман Иноземцев.
"Фактически начавшийся уход IKEA из России — это очень прискорбная новость для экономики и наших граждан. Шведско-нидерладская компания заняла уникальную нишу на мировом рынке, доступа к которой теперь фактически лишилась Россия. Компания была одним из признанных лидеров мебельного рынка, прилагая продукцию для среднего класса по относительно доступным ценам. Она выигрывала по соотношению цена/качество, благодаря масштабируемости бизнеса по всему миру.
Что еще более важно, они занимали уникальную нишу. Это не просто магазин мебели, отделочных материалов и товаров домашнего быта. Это еще узнаваемые дизайн, эргономичность, концепция обустройства жилых помещений и уникальная собственная философия комфортного быта. Все это привлекало. Кроме того, компания предлагала товары разной ценовой линейки: от дешевой до довольно дорогой. И это то, чего нет в других мебельных (даже сетевых) магазинах: универсализм, общие мировые стандарты, уникальная философия, направленная на комфортный образ жизни.
Можно сказать, что это определенный общемировой стандарт, которого сейчас лишаемся из-за масштабного геополитического противостояния между Россией и Западом. Плохо даже не то, что нам станут недоступны товары относительно неплохого качества (хотя у нас оно было хуже, чем в Европе) и доступной цены. Самое плохое, что мы лишимся доступа к мировым стандартам.
В какой-то степени у нас повторяется ситуация с "Макдональдсом", когда на смену общемировой корпорации со своей сложившейся идеологией и технологиями приходит сеть со странным названием, невнятным логотипом и заметно меняющимся не в лучшую сторону меню. Однако понятно, что, во-первых, в какой-то степени это будет реплика старого "Макдональдса" (хоть и ухудшенная). В том числе за счет того, что сеть сохраняет многих поставщиков. И у российских потребителей есть возможность пойти в другие мировые сети быстрого питания (например, KFC, Бургер Кинг).
С IKEA повторения ситуации не получится. Во-первых, компания не продается полностью новому собственнику, а сворачивает производство. Видимо, нас ждет продажа по частям после того, как будут улажены вопросы с персоналом. Во-вторых, значительная часть поставок компании шла из Европы (например, из Румынии) и Азии. То есть в любом случае нас ждет обрыв логистических цепочек. И, в — третьих, положа руку на сердце, честно скажем, что производить мебель несколько сложнее, чем "булки с котлетами". Даже если заводы IKEA заработают для новых сетей, будут потеряны определенные стандарты качества, которые поддерживались благодаря масштабируемости. Да и с комплектующими, очевидно будут тоже проблемы.
Проблема в том, что у нас нет аналогичного бизнеса и он не может сейчас возникнуть, несмотря на большой спрос.
Альтернатива IKEA в России появится только тогда, когда появятся люди, готовые работать в этой нише и создавать свои национальные стандарты качества и потребления, при этом создавая доступную мебель и предметы быта. "Идейные" бизнесмены-мебельщики у нас есть, но они готовы пока работать только в дорогом сегменте. А нужно выращивать тех, кто горит идеей доступной, но качественной мебели и кто может разработать стандарты русского национального интерьера. Но для этого нужны годы и серьезные вложения.
Поэтому пока что полноценной замены для IKEA я не вижу. Ни со стороны российских, ни со стороны иностранных компаний" — рассказал Роман Иноземцев.