Массовый уход мировых корпораций из России, вызванный объявленными Западом санкциями и стремительным падением уровня рубля, затронул и производителей еды, а также известные сети кафе и ресторанов. Уже в ближайшее время жители РФ столкнутся с отсутствием любимых продуктов на прилавках, а также закрытием привычных мест досуга. Впрочем, не все компании спешат полностью хлопнуть дверью, опасаясь лишиться перспективного бизнеса. Своими прогнозами того, как "исход" корпораций отразится на экономике России и какие возможности он открывает для производителей Кубани, с ИА KrasnodarMedia поделились экономисты.
Все на выход?
Массовое бегство иностранных компаний стартовало после начала военной спецоперации России на Украине и последовавших за ней санкций стран Запада против нашей страны, а также резкого падения курса рубля.
По данным финансового сервиса Sravni.ru, к 9 марта покинуть Россию решили уже 340 компаний и брендов. В их число вошли представители таких отраслей, как нефтегаз и энергетика (BP, Shell, ExxonMobil), связь (OneWeb, Cisco, Cogent), финансы (Visa, Mastercard, American Express), техника (Apple, Dell, Intel, AMD, Nokia, Canon), программное обеспечение (Microsoft, Autodesk, Adobe, IBM), производители еды, ретейл, спорт, медицина, а также многое другое, включая организаторов.
Из них около 50 брендов — продуктовых, включая ряд тех, которые российский потребитель привык воспринимать как отечественные. Например, приостановившая свою деятельность в России компания PepsiCo в числе прочего производит квас "Русский дар", морс "Чудо-Ягода"; соки: "Любимый", "Я", "Фруктовый сад", J7; снеки: Lay’s, Хрусteam, Cheetos, Doritos; молочная продукция: "Мажитэль", "Чудо", "Домик в деревне", "Иммунэле", "Веселый молочник", "Кубанская бурёнка", "Ламбер", BIO Max; а также другие продукты. А покидающая РФ Coca-Cola производит соки "Моя Семья", Rich, "Добрый", кофе Costa.
Уходящие из России продуктовые бренды. Фото: скриншот сайта Sravni.ru
Кроме того, приостанавливают работу кафе и рестораны, включая сеть быстрого питания McDonald"s и сеть кофеен Starbucks. Инвестиции в Россию приостановила корпорация Yum! Brands (KFC, Pizza Hut, Taco Bell) — она собирается закрыть работу в стране 70 ресторанов.
— Уход компаний продуктового сегмента, как и остальных иностранных игроков, ударит по занятости и ляжет дополнительным бременем на нашу экономику. Ведь на этих предприятиях трудятся огромное число сотрудников, — делится экономист и блогер Роман Иноземцев.
Впрочем, бойкот, по-прежнему, не тотальный. Например, большинство французских компаний продолжают сохранять присутствие на российском рынке.
По мнению замглавы Общественной палаты Краснодарского края, профессора КубГТУ Александра Полиди, помимо безработицы могут возникнуть и другие проблемы.
— Уходящие компании закрывают очень длинные производственные цепочки (производство, логистика, сельское хозяйство, торговля). Разрушение этих связей может вызвать серьезные последствия для нашей экономики, — уточняет эксперт.
Уйти нельзя остаться
Роман Иноземцев напоминает, что сейчас в российском парламенте активно обсуждаются действия, направленные на решение возникшего кризиса. Так, председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил о совместной работе с правительством по недопущению безработицы, а вице-спикер Совфеда и лидер "Единой России" Андрей Турчак допустил возможность национализации. Инициативу уже предварительно одобрили в Правительстве РФ. А в скором времени закон об этом могут принять депутаты.
— Законопроект позволяет вводить внешнее управление по суду в организациях, не менее 25% которых владеют иностранные лица недружественных государств, если они прекращают работу в России. Это позволит предупредить банкротство и сохранить рабочие места — сообщает РБК.
Законопроект, вводит новый институт — "внешняя администрация по управлению организацией". Планируется, что управление компаний в случае их ускоренного банкротства возьмёт на себя ВЭБ.РФ.
— Однако многие предприятия не горят желанием бросать в России многомиллиардные инвестиции. Ну, а наше государство не заинтересованно в этом и понимает, что потребуется заново выстраивать сложную логистическую цепочку поставщиков, — отмечает Роман Иноземцев.
Впрочем, не все представители продуктового рынка спешат покинуть нашу страну. На прошлой неделе стало известно, что французская компания "Данон" и швейцарский концерн "Нестле" не планируют уходить с российского рынка.
Кроме того, как отмечают эксперты, даже среди хлопнувших дверью немало и тех, кто не спешит полностью покидать рынок.
— Та же PepsiCo оговорилась, что оставит в России производство молока и детских смесей. А там довольно серьезная дилерская сеть. Фактически у Пепси и Колы речь идет об уходе с рынка газировки, снеков, соков, — рассказывает Роман Иноземцев.
Эксперт уточняет, что даже ряд громко хлопнувших дверью брендов не спешит покидать Россию полностью, поскольку опасаются полностью потерять рынок.
Схожего же мнения придерживается и Александр Полиди.
— Предполагаю, что можно говорить не об уходе, а о временной приостановке работы западных предприятий. Скорее всего, иностранные компании рано или поздно вернутся на оставленные ниши. Иначе их ждут большие финансовые потери, — добавляет эксперт.
Наши на смену ненашим
Роман Иноземцев подчеркивает, что уход продовольственных брендов с рынка может быть замещен российской продукцией. В том числе и со стороны кубанских производителей.
— У нас есть свои производители, которые могут заместить продуты с некоторой потерей качества (когда речь о товарах высокого уровня) или без нее. Но большой проблемы тут нет. Схожая ситуация и с ресторанами, значительная часть которых составляют франшизы. Да, придется менять дизайн и меню. Качество может несколько понизиться, но не критично. У нас есть примеры "ДонМака" из Донецка, когда на базе закрытых точек Макдоналдса открыли местный фастфуд. Да, опыт противоречивый (есть жалобы на низкое качество и завышенные цены). Однако он интересен самим фактом выживания в экстремальных условиях. При наличии ресурсов, государственной поддержки и "зеленого света" со стороны контролирующих органов наши производители способны заместить выбывшие компании. Тем более, что на производство продуктов, одежды и мебели у нас в крае выдает льготные кредиты фонд микрозаймов, — отмечает экономист.
Он уточняет, что в сложившейся ситуации преимущество получат крупные агрохолдинги, включая южные компании: АО фирма "Агрокомплекс" (принадлежит семье экс-главы Кубани Александра Ткачева) и "Прогресс АГРО" (принадлежит структурам Олега Дерипаски). Также нарастить производство одежды могут предприятия промышленной отрасли Ростовской отрасли. Этому будет способствовать наличие производственных мощностей у компаний Юга.
— Компании Кубани в теории могут нарастить производство. Мощности у них для этого есть. Однако тут вопрос упирается в нехватку инвестиций, с которыми столкнулись российские компании, — считает Александр Полиди.
Эксперт не исключает, что на фоне западного бойкота Россию ждет экспансия компаний из Китая и других дружественных азиатских стран. Но это потребует достаточно длительного времени. На воссоздание разорванных торгово-производственных цепочек могут уйти годы. При этом должны будут произойти серьезные структурные изменения на рынке.
При этом, использование оставленных ниш отечественным бизнесом, по мнению эксперта, может потребовать еще большего времени. Поскольку он потребует очень больших инвестиций, однако Россия вступила в эпоху "дорогих денег", когда получение кредитов на развитие и расширение производства станет нетривиальной задачей.
— Доступ к инвестициям сейчас — большая проблема. Да, государство может здесь прийти на помощь и начать тратить свои ресурсы. Но это потребует затрат для бюджета, который будет испытывать серьезные проблемы (в условиях нарастающей инфляции), а также длительного времени. Более вероятно, что часть покинувших рынок иностранных игроков вернуться на него снова, чтобы не потерять свои прежние вложения, — делится Александр Полиди.