В Краснодаре стоимость проезда в общественном транспорте может вырасти до 35 рублей. Как стало известно накануне, на 62 маршруте цены изменятся уже в ноябре. Эксперты предсказывают, что скоро этому примеру последует ряд перевозчиков на других направлениях. Руководитель городского общественного движения "Транспортная инициатива" Марины Репещук прокомментировала для ИА KrasnodarMedia, насколько обоснованно повышение, в чем его причины и что можно сделать для улучшения ситуации.
"Мы видим, что цены на пассажирские перевозки растут по всему Югу России. Например, Ростове-на-Дону на большинстве маршрутов стоимость повысилась на 6-7 рублей (включая городской электротранспорт). Эта тенденция характерна для страны в целом.
Чтобы разобраться в ситуации, наше движение обратилось к перевозчикам с просьбой предоставить данные по росту затрат (на ГСМ, топливо, обслуживание, запчасти). В предоставленных данных мы увидели большой скачок затрат из-за общего роста цен за последние годы. Стоимость некоторых необходимых товаров подскочила в разы. Один из перевозчиков сообщил, что стоимость замены шин только на одной машине увеличилась на 7 тысяч рублей. А стоимость топлива примерно раз в половину недели-неделю возрастает на 500 рублей.
Перевозчики жалуются, что они оказываются беззащитными перед ростом цен. Сейчас перед ними стоит дилемма: повышать стоимость проезда или сохранять старые цены в убыток себе (с перспективой банкротств). Перевозчики понимают, что рост цен повлечёт социальное недовольство. Но они вынуждены идти на это, поскольку иначе невозможно обеспечивать безопасность перевозок.
Причем, речь уже не идет об обновлении подвижного состава за счет ожидаемого увеличения выручки. Ведь стоимость машин также резко возросла.
Изучив имеющиеся в стране практики и мнения экспертов, я пришла к выводу, что приостановить рост цен в этой ситуации полностью невозможно в силу объективных причин. Однако его можно притормозить за счет перехода на брутто-контракты с регулируемым тарифом. Это предполагает появление посредника между перевозчиком и пассажиром. При этом прибыль перевозчиков зависит не от числа перевезенных пассажиров, а от параметров оказания услуг — работы по графику, числа единиц подвижного состава на линии и др.
По брутто-контрактам город берет на себя организацию перевозок и отчасти спонсирует их вместе с пассажирами. Экономистами и существующей практикой доказано, что, несмотря на первоначальные затраты, в долгосрочной перспективе такая схема позволяет и экономно расходовать деньги, и значительно улучшить качество перевозок. Лучшая работа транспорта приведет к тому, что больше граждан пересядет на него с автомобилей. Больше поездок будут совершать и пассажиры без машин. А интенсификация перевозок людей позитивно скажется на росте экономики и поступлений в бюджет.
При этом водители не будут больше гоняться за пассажирами. А значит, нарушений ПДД станет меньше. А качество обслуживания, наоборот, вырастет.
Но это то, чего нам только предстоит добиваться. Пока же владеющие автопарком перевозчики вынуждены повысить цены, чтобы не обанкротиться и избежать аварий. Отмечу, что повышение ударит по многим горожанам. Но, другого пути, чтобы сохранить перевозки, в ближайшей перспективе нет. А дальше нам нужно добиваться проведения транспортной реформы, чтобы цены не росли постоянно. Буду бороться, чтобы ее ускорить", — прокомментировала Марина Репещук.