Сегодня Краснодарский край празднует День кубанской журналистики. В 2021 году этому празднику исполняется 15 лет. О том, что кубанская журналистика представляет из себя как феномен и чем отличается от журналистики общероссийской— своим мнением с корреспондентом ИА KrasnodarMedia Дмитрием Мирошниковым поделились известные журналисты, работающие или работавшие в регионе.
Диана Горбань, председатель Союза журналистов Кубани
— В моем понимании кубанская журналистика — это скорее обозначение территориальной принадлежности. Да, у нас в отличии от других регионов есть свой праздник , но задачи то ведь у всех одинаковые — максимально объективно рассказывать о том, что происходит вокруг, поднимать проблемы, волнующие людей.
У нас традиционно высокий уровень господдержки СМИ и не только предприятий, подведомственных департаменту информационной политики. Контракты с краевыми и муниципальным властями имеют большинство независимых СМИ. Плохо это или хорошо? Я думаю, скорее, второе.
Ситуация сложилась так, что без финансовых вливаний региональным СМИ сегодня не выжить. В трудный 2020-ый, пандемический год власть сохранила объёмы поддержки СМИ, более того, дала возможность получить региональные субсидии. Это позволило удержаться большинству общественно — политических СМИ.
На фоне некоторых регионов, где из за финансовых сложностей идёт объединение районных газет в региональные холдинги или, по так называемым, кустам, у нас в крае сохранена система юридической и финансовой самостоятельности районок. И как председатель союза журналистов, и, конечно, как редактор, я считаю это важным. Это условие сохранения регионального информационного пространства.
Что нас действительно отличает от других регионов, так это форма собственности предприятий, подведомственных департаменту информационной политики. ООО в сфере СМИ до недавнего времени были только у нас. В этом есть как плюсы, так и минусы.
Диана Горбань. Фото: фото из аккаунта Дианы Горбань в Фейсбук
Екатерина Славянская, тележурналист телевизионного канала "Кубань 24"
‒ Кубанская журналистика отличается от общероссийской своей эмоциональностью. А иногда ‒ даже перегибами, субъективностью.
Мне кажется, в этом вся суть. Мы открытые, с широкой душой. И очень часто грешим, принимая все на эмоциональном уровне, иногда "отодвигая голову на второй план". То есть, мы более непосредственные.
Екатерина Славянская. Фото: фото из аккаунта Екатерины Славянской в Facebbok (12 )
Максим Жмутский, генеральный директор МТРК "Краснодар"
‒ Для меня кубанская журналистика очень дружная. Реально так считаю, и всегда себе это подтверждаю. Несмотря на редакционные стили, задачи, тематику материалов — если обратиться с каким-либо вопросом к коллегам, знаю, не откажут. По крайней мере, есть диалог и понимание.
И если говорить о неких достижениях, то для меня — это опять же люди, профессионалы. Именно поэтому многие кубанские журналисты на хорошем счету в ведущих федеральных СМИ, да и про региональный уровень специалистов много позитивного слышали от коллег.
Максим Жмутский. Фото: фото из аккаунта Максима Жмутского в Facebbok
Алексей Костылев, владелец и главный редактор информационно-аналитического портала "Ясно"
‒За годы проживания в крае я часто слышал словосочетание "кубанская журналистика" в негативном контексте. Это что-то наподобие выражения "кубаноид". Но при этом мы понимаем, что регион разный, разные жители, разная и журналистика. И она не стоит на месте. Если в 2011 году, когда я здесь открывал редакцию "ФедералПресс" по Югу и Кавказу, политическая аналитика в крае была вообще редкостью, то ли не родившимся, то ли вымершим видом. Теперь же каждое серьезное краевое СМИ не чурается этого. Благо политическая обстановка стала более благоприятна для обилия взглядов.
У нас до сих пор разительно отличается стиль районок и краевых медиа. Но сейчас уже даже официальные краевые СМИ органов власти не сильно отличаются в своей подаче от федеральных порталов. Что уж говорить о частных медиа, которые просто вынуждены из-за конкуренции перенимать современные правила и тонкости журналистики?
Во-вторых, да, районки еще продолжают сохранять некую свою самобытность. Но, думаю, в любом регионе России, в глубинке, остались такие СМИ. Там нет жесткой конкуренции, поэтому можно сохранять прежний стиль и формат в той или иной степени.
В-третьих, во всех регионах есть какая-то своя история журналистики, есть яркие личности, которые оставили зачастую не только след в истории края или области, но еще и учеников, последователей. Есть они и на Кубани. Например, некоторые краснодарские журналисты с гордостью говорят, что их учил лично Факторович.
Что касается достижений кубанской журналистики, то тут можно говорить и о людях из Краснодара, которые обогатили федеральные СМИ и даже Госдуму РФ. Можно говорить о немалом количестве премий, которые получили представители из края.
Но для меня, пожалуй, самое значимое, что в кубанской журналистике осталось здоровое консервативное этическое начало. Есть, несмотря ни на что, личности, для которых очень важна опора на традиционные ценности.
Алексей Костылев. Фото: facebook.com/avant3000/
Елена Золотова, официальный представитель АКАР по Югу и Северному Кавказу, автор ютуб-канал "Моя Кубань!"
— От усредненной российской журналистики кубанская журналистика, прежде всего, отличается своей провинциальностью. Она больше замкнута на себе и меньше следит за глобальными процессами за пределами страны. В этом и ее недостаток, и потенциальное преимущество.
Мы бережём "свое село". Стоически избегаем нового. И всё это новое ‒ Ютуб(12+), Телеграм (16+) и Инстаграм (12+) ‒ используем по-старому. Или, по крайней мере, стремимся это делать. Более того, консерватизм и провинциальность для многих здесь становится особым стилем, а иногда и китчем (который можно сочетать со столичным лоском).
Консерватизм кубанских СМИ и блогеров проявляется в повышенном ориентировании на власть, которая не всегда знает, как на это реагировать. Порой, она теряет интерес к СМИ, которые усиленно продвигают "лоялисткую" повестку, забыв об интересах читателей и потому теряющих популярность. Такой вот парадокс.
Кроме того, кубанскую журналистику можно сравнить с мясорубкой. В край переезжают много медийщиков со всей страны, которые будучи "перемолоты" местными традициями и реалиями, создают однородную среду, с общими привычками, традициями, правилами и предрассудками.
У нас откуда только не приехали молодые и не очень журналисты, режиссёры, операторы, ведущие. И Хабаровск, и Севастополь, и Белгород, и Питер с Москвой, в общем, "вся Рассея", а на выходе — кубанская журналистика.
Но эта же мясорубка создаёт настоящих бойцов информационного фронта и звёзд! Имён тут достаточно. Все, кто покинул наш регион, не пропали в безвестности. А, значит, кубанская журналистика ‒ школа, которую я даже советую всем российским журналистам пройти. Зарядит так, что лампочки не погаснут всю жизнь.
Что касается качества контента, то, к сожалению, впереди нас не только Москва и Питер. СМИ Краснодарского края более инертны и осторожны в сравнении с Уралом и Дальним Востоком, например. Хотя на Юге мы по-прежнему в отрыве от коллег из других регионов.
При этом стоит добавить, что на Кубани, как и в России в целом, оказался неудачным тренд на приоритет технологического монополизма. Большие СМИ, на которые делалась ставка, надежд не оправдали. Слишком они оказались неповоротливы и "далеки от народа".
Время показало, что унификация контента, где роль автора сведена к подавателю реплик, была ошибочна. Журналистика, а кубанская тем более, она всегда строилась на именах всеми уважаемых журналистов.
Качество камер, красота студий, применение технологий, увы, не заменили главного ‒ личность. Как говорит любимый мной мэтр журналистики Владимир Викторович Рунов по этому поводу, "качество и дороговизна кастрюли не определяет качество готового продукта". Журналистика, как процесс творчества, не может без главных ролей в этом действе.
Елена Золотова. Фото: из акrаунта Елены Золотовой в Facebook
Нина Шилоносова, независимый журналист
— Никаким феноменом "кубанскую журналистику" я не считаю, хотя, как известно, она "самая кубанская в мире". Часть российской (тоже не уникальной) и, в общем, похожа на своих собратьев в регионах. По крайней мере, если пролистать журнал СЖ РФ "Журналистика и медиарынок", в котором коллеги делятся как лучшими практиками, так и проблемами. Кубанцы там представлены широко, и не только потому, что редактирует полезное издание наш земляк Владимир Касютин, один из руководителей профессионального союза.
Особенность региона — отмечание своего "красного дня календаря" дважды в год, уже лет 15. Да и эта традиция не такая уж незыблемая — пару раз забывали.
Тот факт, что в городах и районах края СМИ с участием государства находятся в управленческой вертикали, тоже не уникально для страны. Этот "поводок" у нас бывал и жестким, и мягким, и формальным, и творческим. Не желавших "шагать в ногу" либо душили в объятиях, либо скупали. Затем пришла и "экономическая цензура" — когда было подобие рынка, не все тянули финансовые издержки на печать, доставку изданий или сигнала.
Широко представлен "госзаказ" — и некоторые самостоятельные редакции, получив деньги от власти на конкретику, безропотно встают в подчиненную позу. Тут сразу меняется оптика, и "отдельные недостатки" куда-то исчезают… Не хватает у нас аналитики, не видела статей с big data, большая редкость — мультимедийные публикации.
Ну и мне, как автору радиопроекта "Все свои", можно без шуток отметить: отличие Краснодарского края в том, что у нас всегда было много журналистов — "понаехов", а в последние годы особенно.
Сегодня, несмотря на все нынешние реалии, средства массовой информации края по-прежнему разнообразны. Есть и газеты с журналами, телевидение с радиостанциями, порталы и маленькие сайты. Есть местные, есть филиалы федеральных. И не все они под государством, даже в сельских территориях (и даже в городских микрорайонах!) есть частные СМИ. Политический спектр тоже разнородный. Хотя общее количество (и бумажные тиражи) сильно уменьшилось, зато выросло качество (множество профессиональных наград за пределами региона это подтверждают). Это я про зарегистрированные издания. Если вообще про медиа, то тут тоже "есть всё", разного качества. Популярность некоторых авторов в соцсетях повыше, чем у некоторых газет, и с этим приходится считаться. Однако не припомню, чтобы у кого-то была всероссийская известность.
Нина Шилоносова. Фото: facebook.com/knigakray/
Сергей Бурцев, главный редактор интернет-издания "Обзор"
— Мне очень не нравится, когда кубанская журналистика выделяется из российской. Надеюсь, что когда-нибудь это кончится. Из позитивных достижений кубанской журналистики последних лет могу отметить смену декана журфака. Верю, что уже через пару лет выпускники будут совершенно другие.
Впрочем, в кубанской журналистике есть на кого равняться. Например, мне очень хочется жить так, как жил Александр Факторович (первый декан факультета журналистики КубГУ, ушел из жизни в 2020 году).
Это человек, который в 6:30 на вокзале "Краснодар-1" проверял дипломную работу у бакалавра, через восемь часов в бомбоубежище Донецкого национального университета принимал будущих докторов наук, а на утро следующего дня уже был в закрытой для туристов Чечне, чтобы к вечеру приехать и успеть провести две пары логики в университете.
Сергей Бурцев. Фото: facebook.com/sivkin
Артём Беседин, старший редактор портала "Такие дела" (Москва)
— Кубанская журналистика ничем не отличается от общероссийской. Так что, это простой регионализм. В Краснодарском крае есть и свои праздники кубанского землеустроителя, кубанского бухгалтера и кубанского работника культуры.
У кубанской журналистики те же достоинства, и уж тем более — те же травмы, что и у российской в целом. Давление, размывание границ, манипуляции, абсурд — и вырастающие среди всего этого, несмотря ни на что, таланты. Которым, к сожалению, порой приходится идти на компромиссы. Появление нормальной здоровой конкуренции — это то, чего в последние годы не хватает кубанской журналистике.
Сейчас в стране еще остались регионы, где есть сильные СМИ, конкурирующие между собой. А также есть регионы, где нет никаких редакций, более-менее известных на федеральном уровне. Так вот, Краснодарский край где-то между. Но надо верить в лучшее. Я — верю.
Артем Беседин. Фото: facebook.com/artem.besedin
Людмила Лата, главный редактор ИА KrasnodarMedia
‒ Я переехала в Краснодарский край в прошлом десятилетии с Дальнего Востока, успев поработать в разных регионах. Поэтому, есть с чем сравнивать.
Конечно же,на Кубани свои особенности, выделяющие ее на фоне остальных. Например, здесь более осторожные журналисты, предпочитающие не лезть на рожон. Этим, кстати, край отличается даже от других регионов ЮФО. Например, Дона, Крыма и Севастополя, Волгоградской области. Хорошо это или плохо ‒ вопрос дискуссионный.
А вот ситуация с контентом зачастую выглядит грустно. К сожалению, многие местные кубанские интернет-СМИ идут по легкому пути, копируя новости и пресс-релизы с сайтов органов власти и бизнеса без особого рерайта. При этом, в последние годы число электронных изданий значительно возросло. Получается, все пишут об одном и том же, теми же цитатами из пресс-релизов.
Настоящие, журналистские материалы, демонстрирующие уровень подготовки "акул пера", можно встретить не часто, потому и обсуждаются они читателями бурно. Так что, коллеги, специализирующиеся на собственном контенте, выделяются на общем фоне, и это радует.
Еще отмечу региональный компонент и самобытность. Работают с ним в позитивном ключе не только районки, но и представительства федеральных изданий и телеканалов. Интересно выглядит текст, когда журналисты в нем обыгрывают местный говор, диалекты или специфичный жаргон. Хотя, признаюсь, что использование коллегами слов "кубаноиды", "понаехи", "бздыхи" и т.д. у меня лично вызывает недоумение. Здесь все же перебор.
Особенной журналистику Краснодарского края делает и наличие сразу нескольких центров: Краснодара, Сочи (где коллеги не любят эпитета "кубанский"), Новороссийска. Есть известные бренды и в других муниципалитетах. Этим ситуация в крае отличится от многих других регионов, где вся медийная жизнь протекает только в столице.
Опять же, особенностью края является отсутствие жесткой конкуренции, приводящей к информационным войнам и переходу на личности. Журналисты и коллективы предпочитают не бороться между собой, а продуктивно существовать, обращаясь друг к другу за комментариями.
И это хорошо. Мы должны любить и уважать друг друга, соблюдать профессиональную этику, уметь радоваться чужим успехам и дружно жить на одной территории под названием Кубань.
Людмила Лата. Фото: Из личного архива Л.Лата
От редакции: с праздником, коллеги!