Биробиджанский журналист попал в колонию – будни за "колючкой"
Фото: ИА ЕАОMedia

"Малолетка" - по понятиям или по закону живут несовершеннолетние преступники в колонии

Фоторепортаж

В России

1.10.2018

"Колючка" по всему километровому периметру, высокий забор, решетки, лязганье замков, люди в форме. С первых секунд ясно: расположенная у подножия живописной сопки биробиджанская колония хоть и для несовершеннолетних, но условия здесь далеки от таковых в пионерлагере. И даже если ты пришел сюда в качестве любопытствующего журналиста, мысли на протяжении всей "экскурсии" посещают не самые приятные, сообщает ИА KrasnodarMedia со ссылкой на ИА EAOMedia.

1 / 2

Карантинное отделение Биробиджанской воспитательной колонии. Пребывание осужденного в исправительном учреждении начинается именно с этого места. Буквально с первых минут малолетний преступник оказывается словно под микроскопом у сотрудников БВК.

— Осужденный поступает этапом. На обменном пункте его забирают, привозят в колонию. Внизу расположена санитарная зона. Там кабинет медицинского сотрудника и помывочные залы. Осужденный проходит санобработку. После этого приходит к медицинскому сотруднику. Она собирает информацию о его заболеваниях, состоянии на данный момент, проводит телесный осмотр, после чего с ним начинают работать психологи, оперативные сотрудники и воспитатели, — рассказывает по ходу "экскурсии" врио начальника колонии, майор внутренней службы Алексей Головин. — Психологи смотрят его психоэмоциональный фон, оперативники выявляют скрытые конфликты и определяют место, где он именно будет находиться – в общей массе или лучше пока подержать в одиночном помещении. После осужденный поднимается в комнату воспитательной работы. С ним проводится инструктаж. Воспитатель доводит требования, которые установлены на территории колонии, режим работы учреждения и распорядок дня. Осужденному выдаются постельные принадлежности. Он размещается в спальном помещении. В течение двух недель все службы учреждения проводят с ним работу. Затем собирается комиссия по распределению. Если нет никаких проблем, осужденный переходит в жилую зону.

1 / 2

18-летний Стас из Благовещенска прошел через карантинное отделение и "примерил" зеленую робу почти два с половиной года назад. Уже в апреле его переведут во взрослую исправительную колонию в Амурской области. Говорит, страшно, но выбирать не приходится.

— Всего мне дали 6,5 лет за то, что вымогал, крал, отжимал, совершал другие поступки. Во многих своих преступлениях я раскаялся, но в одном своем поступке, если честно, еще нет. Не осознал пока. На воле у меня есть друзья, они от меня не отвернулись, в отличие от девушки. Здесь, в колонии, в целом, жить можно. Кормят нас пять раз в день. За прошедшее время я даже немного поправился. С учебой все хорошо, пою, участвую в разных мероприятиях. Конечно, есть страхи по поводу перевода во взрослую колонию. Там новые люди, смена обстановки, более строгие условия. Неизвестно, как может все сложиться, — переживает парень.

1 / 2

Биробиджанская воспитательная колония рассчитана более чем на 400 осужденных, но сейчас здесь отбывают наказание 58 юношей из разных уголков Дальнего Востока. Такой численности "населения" в БВК придерживаются уже год. Так что каждого воспитанника сотрудники знают, что называется, в лицо. При этом местные "постояльцы" только на первый взгляд могут показаться послушными и прилежными "ребятами с нашего двора". Львиная доля попала сюда за тяжкие и особо тяжкие преступления — изнасилования, убийства, грабежи…

— Самый минимальный срок, который отбывал здесь недавно осужденный из Биробиджана, – 2 месяца и 2 недели. Он отказался от принудительных работ, поэтому ему заменили наказание. Самый максимальный срок на сегодняшний день – 9 лет лишения свободы, — говорит Алексей Головин.

Живут парни в двух отрядах, и пребывание в этих общежитиях существенно разнится. В отличие от отряда №1 с так называемыми обычными условиями, во втором, с условиями облегченными, прав у осужденных значительно больше. Воспитанникам положены дополнительные посылки, бандероли и телефонные переговоры. Кроме того, среди "режимных" бонусов — больше свободного времени и краткосрочных свиданий.

— Во время проживания к осужденным применяются либо меры взыскания, либо меры поощрения. Все это тесно завязано на воспитательном процессе. Если осужденный заинтересован в исправлении своей личности, он зарабатывает поощрения и может быть переведен в облегченные условия, — объясняет врио начальника колонии.

1 / 4

Кстати, различаются в отрядах и жилищно-бытовые условия. Обычные, пусть и с натяжкой, можно сравнить с армейскими. А вот облегченные, как можно заметить, не лишены элементов домашнего уюта. Есть мягкая мебель, своя кухня, где осужденные могут приготовить себе еду, прикупив продукты в магазине на территории колонии. Не запрещено и порелаксировать под любимые мелодии.

— В общих условиях баня у осужденных проводится коллективно два раза в неделю, а в облегченных у них свой душ. Вечером воспитанники могут прийти и помыться. В отрядном общежитии №1 всегда находится сотрудник, в отрядном общежитии №2 сотрудника нет. Надзор осуществляется посредством видеонаблюдения, а в ночное время — надзорными осужденными, — добавляет Алексей Станиславович.

1 / 4

По вечерам местом притяжения осужденных становятся комнаты досуга в отрядах. Воспитатели проводят здесь познавательные беседы и викторины. Разделенные на группы ребята могут посмотреть телевизор и поиграть в настольные игры.

1 / 5

Стоит отметить, что лето в колонии — особое время. И причина не только, и не столько в погоде. Многие осужденные с нетерпение ждут этого времени года. Все дело – в дополнительном телефонном звонке родным, который еженедельно предоставляется воспитанникам вне зависимости от условий отбывания наказания.

— В летний период времени переговоры проводятся три раза в неделю. В школе каникулы, появляется больше времени. Почему бы не предоставить лишнюю возможность пообщаться с родственниками? Когда начинается учебный год, распорядок дня меняется. До обеда школа, после — обучение в профессиональном училище, вечером — свободное время и воспитательные мероприятия. В этот период телефонные переговоры проводятся уже два раза в неделю – в субботу и воскресенье, — разъясняет Алексей Головин.

1 / 2

Особняком здесь живут те, кого в народе принято называть рецидивистами. Осужденных, которые после отсидки возвращаются в колонию, автоматически переводят на строгие условия содержания.

— У них свой, скажем так, небольшой отряд. Это отдельное место, изолированное от общей массы осужденных. Они нигде с ними не пересекаются. Наполняемость – максимально 11 человек. У таких воспитанников все отдельно. Пищу им доставляют туда, воспитательные мероприятия сотрудники проводят с ними отдельно, и учатся они на месте. В училище при колонии они не обучаются. Также они лишены длительных свиданий, права выхода за пределы учреждения, чтобы посещать культурно-массовые мероприятия. Ограничен прием посылок и бандеролей, — продолжает наш "экскурсовод".

Тот факт, что попадают в БВК преимущественно сложные и весьма несговорчивые подростки, сомнения не вызывает. Все они, так или иначе, уже "прогулялись" по криминальной тропе. И многие из них не видели в прошлой жизни ничего хорошего. Ни в родных семьях, ни в любом другом окружении.

Но есть среди здешних обитателей и особо трудные. Таким – прямая дорога в дисциплинарный изолятор. Это крайняя мера воздействия на сознание осужденных, и применять ее здесь стараются нечасто. Попадают в "одиночку" за систематическое несоблюдение правил внутреннего распорядка. Среди "традиционных" нарушений – самовольный уход из общежития. Сродни пытке для многих воспитанников и "никотиновое" ограничение — на всей территории колонии курить строго настрого запрещено. Причем, даже сотрудникам.

1 / 7

— Водворяют в изолятор по постановлению начальника воспитательной колонии. Собирается дисциплинарная комиссия, в которую входят начальники отделов и служб, представляются документы, рассматриваются нарушения осужденного, комиссионно принимается решение о мере воздействия, — говорит Алексей Головин.

В местах не столь отдаленных разброд и шатание, разумеется, не в чести. Воспитанники перемещаются по территории колонии, да и все остальное делают строго по распорядку. Кто-то занят уборкой, другие задействованы в культурных и спортивных мероприятиях.

1 / 3

— У нас есть актовый зал, где проводятся различные мероприятия, такие как концерты, игры КВН и многое другое, в том числе с участием родственников осужденных. Имеется летняя спортплощадка, где расположено футбольное поле. К нам приезжают дворовые команды, команды силовых структур Биробиджна. Например, недавно у нас были сотрудники прокуратуры, которые сыграли товарищеский матч с нашими воспитанниками. В повседневной деятельности на площадке работают футбольная и волейбольная секции, проводятся наши внутренние турниры. Еще одна спортивная площадка находится при жилой зоне. Есть осужденные, которые уже закончили обучение в школе или ПУ. И чтобы они были заняты, для них проводятся мероприятия — волейбол, стритбол, — поведал Алексей Станиславович.

1 / 7

Производственный сектор – место, где можно увидеть, в прямом смысле, плоды перевоспитания. На грядках цветут и пахнут капуста, свекла, огурцы, баклажаны, помидоры. На участке трудится группа овощеводов. Это воспитанники, которые учатся в профучилище УФСИН при колонии и таким образом проходят практику. Здесь же работают трудоустроенные осужденные, официально получающие за это заработную плату.

1 / 9

— Овощную продукцию мы предоставляем для внутрисистемных нужд. С нами заключают госконтракты учреждения УФСИН РФ по ЕАО. Вскоре мы должны выполнить первые обязательства по контракту – предоставить 500 кг капусты для колонии-поселения. Свежую овощную продукцию мы используем и в нашей колонии для приготовления пищи, часть овощей мы заложим в хранилище на осенний период.

Если говорить в целом о нашем ведомственном ПУ-330, то здесь осужденные получают различные специальности. Обучаются столярному, швейному мастерству. Теоретические занятия проходят в классах обучения. Есть при колонии также производственный участок по пошиву продукции. Мы изготавливаем простыни, наволочки, рукавицы и полотенца. Все это тоже идет для внутрисистемных нужд, — отмечает майор Головин.

1 / 6

Годы изоляции, жизнь по режиму, отсутствие возможности каждый день видеться и общаться с родными и друзьями, в конце концов, пользоваться столь манящими подростков гаджетами. Путь исправления, как известно, тернист. Помочь несовершеннолетним не сбиться с него – одна из главных задач сотрудников БВК. Особая миссия — у психологов. С помощью различных методик, групповой и индивидуальной работы, они определяют психологическое состояние каждого подопечного, микроклимат среди осужденных.

1 / 2

Например, в день нашего визита проходило занятие с использованием так называемых метафорических крат. В красочных картинках каждый воспитанник видит свои истории из жизни. Возникающие мысли проговаривают вслух. Специалист внимательно выслушивает и затем помогает ребятам справиться с их страхами и проблемами. На профессиональном языке — занимается корректировкой личности.

— На основе работы, которая проводится в психологической лаборатории, руководителю колонии, руководителям структурных подразделений предоставляются справки. Даются рекомендации, в каком именно направлении выстроить воспитательную работу. Кого-то надо побольше похвалить, к кому-то относиться построже. А кто-то остро реагирует на замечания, и его пока лучше не трогать, чтобы не провоцировать вспышки гнева, — говорит психолог исправительного учреждения.

1 / 2

Отдельная тема – религия. Ни для кого не секрет, что в неволе многие обращаются к Богу. Говорят, с верой в сердце легче преодолевать длительные лишения. Насколько эта вера искренняя, судить сложно. Ответ у каждого свой. Тем не менее, в колонии есть часовня, на стенах в общежитиях красуются барельефы, созданные осужденными при помощи семейного клуба Биробиджанской епархии, а в прикроватных тумбочках у многих воспитанников – иконы.

— Осужденным по закону не запрещено вероисповедание. Это даже приветствуется. В прошлом году у нас была построена часовня имени Ксении Петербургской. Приезжал владыка Ефрем, освящал. Часовня служит для проведения церковных обрядов, духовных праздников. За нами закреплен иерей Андрей. По средам священнослужитель ведет в учреждении кружки хорового пения, в праздничные церковные даты проводит службы. На хоровое пение и службу ходят многие осужденные. Большинство воспитанников у нас крещенные. Есть, конечно, и некрещенные, но если они изъявляют желание, то мы не препятствуем – обряд проводится прямо в колонии, — рассказывает руководитель исправительного учреждения.

1 / 5

Сделать глоток свободы — выбраться хотя бы раз в год за пределы колонии — осужденным помогает многолетняя практика поощрений. Метод кнута и пряника, как правило, работает всегда. И эти подростки – не исключение.

— Если осужденный активно участвует в жизнедеятельности колонии, в воспитательной работе, хорошо учится, то мастерами, педагогами, воспитателем составляются рапорты о поощрении. Смотрим, объявить благодарность или разрешить посещение каких-либо выездных культурно-массовых мероприятий. Каждый год 11-15 осужденных ездят на Волочаевскую сопку, посещают здесь музей. Это традиционное и самое любимое мероприятие, на которое стремятся попасть. Активно используется и такая мера поощрения, как одиночный выход. Любой сотрудник учреждения, предварительно утвердив маршрут, берет осужденного и в выходной день идет с ним в город — посещают памятные места, кинотеатр, боулинг. Оба находятся в гражданской форме одежды, что позволяет убрать барьер: ты – осужденный, я – сотрудник, — продолжает рассказ врио начальника БВК.

Нужно понимать, что в БВК попадают дети — пусть и оступившиеся, добавляет Алексей Станиславович. Перевоспитать их уже крайне сложно, но можно. Практически у каждого из воспитанников есть шанс на исправление и нормальную жизнь на воле. Вот только используют этот шанс, к сожалению, не все.

— Этих ребят можно перевоспитывать, у нас это получается. Поэтому очень обидно, если проведенная нами работа перечеркивается, когда после выхода из колонии человек возвращается в определенные условия, где он опять видит негативные примеры (в том числе от родителей), и иногда вновь идет на преступление, — рассуждает наш "гид" по колонии.

1 / 4

Уже знакомый нам воспитанник колонии Стас из Благовещенска возвращаться "за решетку" не намерен. Он твердо решил: освободится и начнет новую жизнь, найдет работу, заведет семью. В исправительном учреждении парень окончил 11-й класс, освоил несколько профессий в ПУ и даже заочно поступил в московский вуз. Получать "вышку" в университете — изучать менеджмент в строительной сфере — юноша начнет уже с 1 сентября.