Глава столицы Кубани Евгений Первышов во второй раз в этом году встретился с журналистами городских, региональных и федеральных СМИ. На брифинге Евгений Первышов рассказал о ключевых направлениях работы муниципальной власти, ответил на вопросы журналистов. Он коснулся основных тем, актуальных для Краснодара: ремонт и развитие улично-дорожной сети, строительство социальных объектов, ситуация в экономике краевого центра, реализация в городе приоритетных федеральных и региональных проектов и программ, разработка Стратегии развития Краснодара до 2030 года и перспективной транспортной стратегии, сообщает ИА KrasnodarMedia со ссылкой на пресс-службу администрации Краснодара.
— Каковы перспективы развития территории, площадью в 1500 га, в районе поселков Знаменского и Новознаменского жилого района?
— Земельные участки нам переданы со стороны Российской Федерации. Это более тысячи гектаров. Плюс к этому будут присоединены дополнительные участки. В общей сложности территория — 1500 га. Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев уже дал соответствующее поручение по разработке проектной документации для последующего строительства здесь крупнейшего в регионе онкологического центра. Такое поручение звучало непосредственно в послании Президента РФ регионам. В Краснодаре онкологический центр является краевым учреждением. Вы сами видите, в каком он находится плачевном состоянии. Вопрос для города очень серьезный, и проблема назрела давно.
Администрацией города из этих полутора тысяч гектаров сформирован земельный участок порядка 50 га для медицинского кластера. Это огромная территория, что позволяет реализовать такой масштабный проект. Это перспективное интересное направление.
Очень рассчитываем на содействие и помощь в его реализации Министерства здравоохранения РФ.
Также мы вели обсуждение о выделении субвенций из федерального бюджета как субъекту, так и муниципалитету на строительство новой больницы скорой медицинской помощи на полторы тысячи мест. Такая заявка существует. К тому же мы обсуждаем вопрос выноса в этот кластер первой городской больницы. Таким образом, новая территория будет насыщена медицинскими учреждениями. Не по всем моментам пока есть понимание по финансированию. Не до конца понятны источники финансирования строительства той же БСМП, этот вопрос также обсуждается с Минздравом РФ.
Сегодня активно ведутся работы по проектированию транспортных логистических путей и развязок для освоения данного земельного массива. В частности, строительства дороги, начиная от ул. Тихорецкой с выходом к пос. Знаменскому и Новознаменскому жилому району. Только что прошло заседание городской Думы, на которой муниципалитету доведены лимиты со стороны администрации Краснодарского края на проектирование транспортной инфраструктуры. Мы начнем проектировать эти путепроводы, подъездные пути. А строительство уже возьмет на себя департамент транспорта края.
Сам по себе земельный массив в 1500 га — большой и потребует огромного обеспечения инженерной инфраструктурой. Думаем о возможности построить новую ТЭЦ, которая могла бы генерировать электрическую энергию и вырабатывать тепло. Остальная территория находится в проекте планировки, её продумываем с учетом ситуации, которую мы уже имеем.
В стадии проработки и остальное освоение: где будет жилье, детские садики, все остальные объекты инфраструктуры. Этот будущий большой район, он изначально должен быть грамотно спроектирован, а строительство должно вестись по намеченному плану с учетом критериев, которые сегодня задаем вместе с администрацией края по созданию комфортных условий для жителей.
— Будет ли продолжаться работа по создания медицинского кластера в районе поселков Знаменского и Новознаменского и какова стоимость проекта?
— Финансирование строительства такого объекта будет осуществляться по линии субъекта федерации. В рамках бюджета Краснодарского края, поэтому я даже приблизительными цифрами пока не располагаю. Рассчитываю, что мы узнаем об этом уже на сентябрьском заседании Законодательного Собрания Краснодарского края, когда будет определен порядок финансирования этих объектов.
В свою очередь, необходимое требование об участии муниципалитета — конкретно, города Краснодара — о выделении территории под реализацию данного проекта, — уже осуществлено. Мы сформировали земельный участок, присвоили ему необходимую категорию и отправили документы в администрацию Краснодарского края для приемки земельного участка в безвозмездное пользование.
Евгений Первышов ответил на вопросы журналистов. Фото: Ярослав Потапов, пресс-служба администрации Краснодара
— Каковы результаты реализации в Краснодаре федерального проекта "Безопасные и качественные дороги"?
— Из 64 объектов делаем более 74 км, большая часть уже готова. Я думаю, что к сентябрю все работы в рамках приоритетного федерального проекта "Безопасные и качественные дороги" в Краснодаре будут завершены. В прошлом году мы получили хороший опыт — к сожалению, с большим опозданием стартовали по этой программе, были существенные замечания, в том числе и со стороны руководства края в части сроков.
В этом году все эти недочеты мы постарались учесть и исправить. И я благодарен и своим сотрудникам, и подрядным организациям за то, как программа реализована в этом году. Мы хорошо подготовились и в срок завершаем эти работы.
Еще один вид работ по этой программе и по краевой целевой программе — это ремонт пяти путепроводов, который тоже удалось провести быстро и, я надеюсь, качественно. По моему мнению, это хороший задел на будущее — в перспективе ближайших минимум 5 лет возвращаться к этой теме уже, думаю, мы не будем. Что особенно радует — реконструкция Офицерского путепровода. Если изначально были сомнения в необходимости преобразования кольца в Т-образный перекресток, то сейчас они отпали. Стало меньше заторов, транспортная логистика стала лучше, на Офицерском путепроводе теперь по 4 полосы в каждую строну, что увеличивает его пропускную способность.
— На каком этапе находится разработка нового Генерального плана Краснодара?
— Мы с вами прекрасно понимаем, что Генплан, который имеем сейчас, морально уже устарел.
Во-первых, территория муниципалитета значительно приросла. Я говорю сейчас о присоединении дополнительных земель, которые муниципалитет получил из Российской Федерации.
Во-вторых, мы помним прекрасно 2017-й год, когда на слушаниях те изменения, которые мы хотели внести в Генплан, были отклонены, потому что они не учитывали современное развитие Краснодара. И, конечно же, нельзя уже жить только корректировками Генерального плана.
Нужен полноценный документ, который бы включал в себя лучшую практику, которая есть на сегодняшний день не только на территории Российской Федерации. Но и, может быть, посмотреть примеры развития других городов мира, которые схожи по своему статусу, по своему развитию с Краснодаром.
Безусловно, здесь необходимо учитывать всё. У нас есть ряд проектов в стадии завершения, которые напрямую связаны с разработкой Генплана. Например, Высшая школа экономики (Москва) делает стратегию развития транспорта Краснодара до 2030 г. Это тот продукт, который у нас идет по муниципальному заказу, и мы в ноябре этого года ждем уже разработанную стратегию.
Вернусь к теме непосредственно Генерального плана. Администрация края, губернатор Кубани оказали нам большую помощь в данном вопросе. Это выделение необходимых финансов на разработку проекта нового Генплана. Буквально в сентябре нам будут доведены и поступят в городскую казну средства на эти цели, и мы сможем отыграть контракт на разработку нового Генерального плана — перспективного, то есть, не сегодняшнего дня, а такого, который будет идти, грубо говоря, до 2050-го года.
Генеральный план будет разрабатываться полноценно. Думаю, это займет где-то 2,5 — 3 года. Важный этап — это согласование с федеральными ведомствами, которое предстоит. Это достаточно сложный процесс. Даже по тем изменениям, которые мы вносили в проект в 2017-м году, много федеральных органов власти дали свои замечания. Это тоже послужило поводом для того, чтобы корректировки не были приняты и отправлены на доработку. Но дорабатывать нынешний Генплан мы уже не стали, как я уже сказал, это лишено практического смысла. Согласовали этот порядок и с губернатором, и с профильными министерствами края для того, чтобы получить уже полноценный работоспособный документ.
На эти цели нам будет выделено около 130 млн руб.
— Что Вы думаете по поводу строительства нового Яблоновского моста?
— Уточню, что я не говорил, что Краснодару дублер Яблоновского моста, еще один мост не нужен.
Я говорил, что это — не первоочередная задача для Краснодара сегодня, если рассматривать текущую ситуацию, в которой находимся. Для меня это — не первоочередная задача, и для города — не первоочередная задача. Нам нужно решать вопросы внутренней транспортной логистики.
Если бы меня сегодня спросили, куда бы в первую очередь направил средства, если бы было финансирование, то считаю — в первую очередь лучше построить дублер ул. им. Мачуги, которая перегружена. Тем более что сейчас зачищаем и до нового года полностью уберем автомобильный рынок в новое место, освободим участок. Поэтапно мы готовим территорию для того, чтобы со стороны микрорайона Гидростроителей можно было построить путепровод и соединить его с ул. Воронежской. Это бы серьезно разгрузило Восточную часть города, и позволило бы создать новую транспортную артерию. Очень много других направлений, которые нам необходимо реализовывать, вплоть до строительства той же дороги Думенко-Лукьяненко, которая уже запроектирована, прошла экспертизу, и мы завершаем сейчас процедуру изъятия некоторых земельных участков для этих целей. Это тоже улучшило бы транспортную логистику. Это то, что касается приоритетов.
Евгений Первышов ответил на вопросы журналистов. Фото: Ярослав Потапов, пресс-служба администрации Краснодара
— Поддерживаете ли вы создание в перспективе Краснодарской агломерации?
— Если говорить о Краснодарской агломерации, я, безусловно, поддерживаю губернатора по созданию центра притяжения вокруг Краснодара. Он и так существует.
Мы понимаем, что агломерация — это то слово, которое уже можно применять к городу Краснодару. Потому что через Яблоновский мост к нам въезжает утром 20 тысяч машин, через Тургеневский — где-то 50 тысяч машин. То есть, 70 тысяч машин приезжают только со стороны Адыгеи и Северского района. Но, непосредственно, в агломерацию предлагается включить еще и Динской район, и Горячий Ключ. Это близлежащие точки, которые сегодня объединяет наше экономическое пространство.
Здесь, в первую очередь, я бы подумал над основополагающим документом, соглашением по созданию агломерации. Подобного опыта мы на местном уровне еще не видели.
Понятно, как была организована агломерация в Москве. Они взяли, все территории сразу в Москву объединили. Вот пример Московской агломерации. Соседние районы просто подобрали к себе.
У нас такое невозможно. Тем более, что Тахтамукайский, Теучежский районы — это Республика Адыгея. Это отдельный субъект со своей экономикой, со своей политикой. Мы побратимы, друзья, но здесь, наверно, в основу должен лечь какой-то экономический продукт, который должны написать экономисты.
Если порассуждать, допустим, как действует экономическое пространство в Европе: там есть соглашения между странами, что вы можете произвести столько-то продукции, построить столько-то жилья и т. д. Это все прописано, и все эти правила соблюдают.
Например, строительство еще одного моста сейчас это развитие, в том числе, Тахтамукайского района. Ведь любое улучшение логистики — это возможность освоения тех земельных участков, тех территорий, которые сегодня свободны в Тахтамукайском районе. За этим, конечно же, последует всплеск строительства жилья, но вот за этим жильем должно последовать соглашение или правило, по строительству тех же социальных объектов: школ, садиков, больниц, поликлиник и остальной инфраструктуры. Чтобы это в последующем не легло на Краснодар, как на центр притяжения.
Не секрет, сегодня часть краснодарцев, которые не могут приобрести жилье в Краснодаре, покупают его в Тахтамукайском районе. Имея городскую прописку, они просто там проживают, при этом ездят в Краснодар, пользуются инфраструктурой, школами, садиками, детей сюда привозят. Это приветствуется. Это хорошо, и мы друг другу идем навстречу, но здесь, считаю, должны поработать специалисты в области экономики, потому что мы разные субъекты, у нас разные бюджеты, и каждый субъект должен бороться, в свою очередь, за благосостояние населения.
Если есть возможность помогать друг другу и создавать, тем самым, дополнительные рабочие места, точки притяжения, дополнительные источники доходов и роста экономики, но чтобы это было взаимное направление, направление друг к другу, тогда, конечно же, проект Краснодарской агломерации очень реален, и, думаю, имеет хорошие перспективы.
По сути, агломерация уже существует. Те транспортные и логистические потоки, которые сегодня есть между Северским, Динским районами, Горячим Ключом и Краснодаром, сложились исторически. Краснодар является крупным торговым центром. К нам из соседних районов приезжает население совершать покупки, отдыхать, и работать. Существует так называемая "трудовая миграция": работу в Краснодаре легче найти, потому что больше рабочих мест, зарплаты выше, чем в районах, да и престижнее. Поэтому агломерация уже существует.
Вопрос в том, чтобы в дальнейшем уже непосредственно в документе — понимаю, что это должен быть документ — был обобщен опыт других субъектов, а в дальнейшем юристами и экономистами были прописаны "правила игры", которые учитывают специфику всех территорий, которые станут частями агломерации.
— Как движется работа по проекту предмета охраны исторического поселения Краснодара?
— Новое строительство на территориях будет осуществляться в рамках возможностей, которые дает существующий Генплан, также будем опираться на основополагающие документы — проекты планировок и проекты межевания. В любом случае, это градостроительная документация, которую теперь мы требуем от застройщиков для того, чтобы выдавать разрешения на строительство.
По центральной части города и разработке границ исторического поселения работа идет очень кропотливая и сложная. Работа специалистов, которые занимаются подготовкой проекта, и соответствующая документация уже направлена Роману Васильевичу Семихатскому, это краевое управление по государственной охране объектов культурного наследия Краснодарского края, которое принимает соответствующие документы. Туда внесли 94 квартала. Эти 94 квартала мы очень подробно разбираем на экспертной комиссии с разработчиками, архитекторами, общественностью.
Помимо памятников, которые являются предметами охраны и их предстоит только охранять и предпринимать все необходимые работы по их реставрации, в этот документ включены так называемые "градоформирующие объекты". Они имеют историческую ценность в плане формирования исторической застройки центра. На них разработчики этого проекта предлагают равняться. В связи с этим в документе, который предлагают разработчики, предлагается поквартальный градостроительный регламент.
И речь не идет о четырех-шести этажах — в некоторых кварталах идут вопросы о двухэтажной фронтальной застройке. Потому что разработчики предлагают по объектам культурного наследия и объектам, которые имеют историческую ценность, устанавливать фронтальную застройку по козырьку, два-три этажа.
Работа очень сложная, нам дали время до нового года, ноябрь—декабрь. Такое решение принял губернатор Кубани после посещения и просмотра экспозиции, макета, который был представлен краснодарскими архитекторами.
В принципе, задумка неплохая — представить центральную часть города в виде макета, это более объективный взгляд. Да, есть много вопросов к предполагаемым объектам на перспективу — в этажности, плотности застройки и так далее. Но мы хотя бы можем визуализировать, видеть в масштабе величину объектов, которые являются памятниками, что предполагается строить рядом, будут ли объекты, которые планируются к строительству, диссонирующими по отношению к памятникам или объектам исторического значения.
Я думаю, к макету все-таки вернемся. Не в том виде, в каком он существует, а после того, как все обсудим. Нам осталось провести два заседания по поселению, после этого все материалы будут переданы в краевое управление по государственной охране объектов культурного наследия Краснодарского края, которое принимает соответствующие документы.
Тогда будет удобно для всех — общественности, администрации, инвесторов. Каждый человек — собственник объектов либо потенциальный инвестор, сможет прийти и ознакомиться с территорией застройки, плотностью, определиться с желанием или нежеланием реконструкции той или иной части города, которая будет включена в границы исторического поселения.
Еще не факт, что сохранится именно 94 квартала. На ряде заседаний экспертная комиссия рекомендовала несколько кварталов исключить. Это рекомендация, будет она принята или нет, вопрос. Но такие решения были единодушными в части исключения нескольких кварталов, потому что они не имели под собой никакой исторической ценности — там не осталось ни одного исторического здания.
В результате всей этой работы мы должны иметь исторический центр, который будет востребован, в том числе, и для туристов.
Идея, которая поддержана губернатором Кубани Вениамином Ивановичем Кондратьевым — вынос из центра Краснодара первой городской больницы. Она имеет под собой основу, губернатор согласился с этой идеей, возможно, это не сегодняшний и не завтрашний день, по большей части речь идет о пополнении краевого бюджета, выделения нам в этой части субсидий. Либо, с учетом того, что медицина сегодня полностью ушла в ведомство администрации края, они самостоятельно реализуют проект по строительству новой первой городской больницы.
И территория, которая существует, станет еще одним дополнением к Театральной площади, музеем под открытым небом, который будет приближен к центральной площади. Это может быть музей или зеленая зона. Не имеющие исторической ценности объекты можно ликвидировать, забор убрать и получится очень красивый проект. Он, в принципе, уже существует в макете и имеет достойный вид — этого Краснодару сегодня, на мой взгляд, не хватает.
— Как вы видите будущее объектов здравоохранения и создание новой больницы скорой медицинской помощи Краснодара?
— В медицинских учреждениях Краснодара проблем достаточно. Но теперь все медучреждения, в том числе — и поликлиническое звено, это область ответственности администрации Краснодарского края. И какие там будут улучшения — решения будет принимать министерство здравоохранения края.
Напомню, что сегодня активно идет процедура передачи краю поликлинического звена — это и сами здания поликлиник, и земельные участки, и вся инфраструктура, их обслуживающая.
О перспективах больницы скорой медицинской помощи (БМСП) уже говорил вначале. На Сочинском форуме обсуждали эту тему с министром здравоохранения РФ. Предварительно получили определенную поддержку: есть возможность выделения денежных средств Краснодару, если будет найден соответствующий удобный земельный участок для размещения новой больницы. Земельный участок найден. И рядом с онкологическим центром на территории будущего медицинского кластера в районе пос. Знаменского и Новознаменского жилого района мы предлагаем построить новую больницу скорой медицинской помощи предположительно на полторы тысячи койко-мест.
— Что на сегодня известно о строительстве дороги от ул. Восточно-Кругликовской до трассы М-4 "Дон"?
— Сама ул. Восточно-Кругликовская у нас находится на завершающей стадии реконструкции. Трасса из этой части города на М-4 "Дон" — это как раз те денежные средства, которые сегодня были доведены бюджету на городской Думе, чтобы мы начали проектирование новой дороги с ул. Тихорецкой с выходом через Комсомольский микрорайон, приблизительно в районе ул. Богатырской. Может и не будет ул. Богатырская. Сейчас как раз проектировщики рассматривают варианты и предложат лучший.
Новая дорога затем пройдет через земельные участки, которые нам переданы со стороны Российской Федерации, и далее — примыкание к М-4 "Дон".
Проработка новой транспортной артерии — в активной стадии. Очень рассчитываем реализовать этот проект в течение трех-четырех лет. Конечно, он сложный, дорогостоящий, но если мы сейчас все детально распишем, то выполнить его реально. Тем более, что поддержка краевого руководства в этой части есть. Думаю, что сделаем. Это один из приоритетов.
— Рассматривают ли власти Краснодара по-прежнему реализацию проект в кубанской столице канатного метро и во что он обойдется городу?
— Еще раз хочу подчеркнуть по канатному метро, что это — чисто коммерческий проект. Муниципалитет не затрачивает ни на его разработку, ни в будущем на реализацию ни одного рубля. Это первое.
Второе — да, проработки данного проекта продолжаются. Этим занимается специальная рабочая группа вместе с представителями ведущих мировых компаний в этой сфере — австрийской фирмы "Доппельмайер" (Doppelmayr) и французской "ПОМА" (POMA).
Встречи проходят на регулярной основе. Компания "ПОМА" озвучила определенные технические требования, чтобы проработать данный проект. Они касаются маршрутов, по которым планируется прокладка линий канатного метро, и определения приблизительно земельных участков, которые потребуются для установки опор, организации пересадочных узлов. Проработки они будут вести с учетом своего большого опыта. После того, как проанализируют все возможности, они выдадут свое экономическое обоснование возможной реализации данного проекта.
Этой темой также занимаются консалтинговые компании. Одна из них — международная компания, которая взялась за разработку Стратегии развития Краснодара до 2030 г. — "Эрнст энд Янг".
Они тоже делают предложения в части поиска инвесторов под проект канатного метро в Краснодаре, но сначала нужно до конца понимание всех деталей проекта. Приблизительные расчеты уже сделали несколько консалтинговых компаний.
По окончательной стоимости реализации данного проекта сможем говорить, когда будем видеть полную земельно-правовую документацию, где канатное метро может проходить.
Но все эксперты сходятся в том, что и климатические условия, и рельеф, и населенность, и удаленность различных районов города делают, все-таки, этот проект инвестиционно-привлекательным. И считаю, дало бы хороший эффект, если бы этот проект удалось реализовать на территории города. Это, конечно, не заменило бы нам трамваи, которые мы планируем развивать, но было бы интересным дополнением для развития города в будущем.
По сумме затрат были приблизительные расчеты. Они достигают 10–12 млрд рублей за четыре года.
Именно по срокам реализации два крупнейших игрока на этом рынке ("Доппельмайер" и "ПОМА") говорят, что в течение 4 лет готовы сдать этот проект под ключ при наличии инвесторов. Сегодня от них идет много информации, очевидно, что они заинтересованы в этом проекте.
Мы видим, что такие проекты реализуются в различных европейских городах. Имеют там востребованность.
Инвесторы, прежде всего, должны посчитать и дать свои предложения нам. Если такой инвестиционный проект будет предложен муниципалитету, мы, безусловно, его поддержим.
— Как двигается работа с РЖД по использованию железнодорожной инфраструктуры города?
— Процесс достаточно сложный. РЖД сконцентрировалось на завершении работ по Западному обходу для того, чтобы грузовые составы пошли в обход Краснодара. Это существенно снизит нагрузку на железнодорожную сеть.
Также мы общаемся по реализации проекта по выносу части железной дороги из города. Были представители РЖД из Москвы, которые объезжали город вместе со специалистами краевой и городской администраций, рассматривали возможность улучшения технических характеристик северо-восточной части с выходом на Краснодар-1 и в перспективе — ликвидацию железнодорожной ветки, которая начинается от ул. Солнечной и выходит к Краснодару-2. Этот путь позволит нам значительно разгрузить транспортную инфраструктуру и сделать одну из прямых магистралей в центр города.
Нагрузка на бюджет РЖД сейчас достаточно большая, особенно в Краснодарском крае в реализации больших инфраструктурных проектов, таких, как железнодорожный мост в Крым, например. Поэтому мы сейчас ждем окончательного решения. Я все-таки рассчитываю, что оно будет положительным, и в ближайшей перспективе допускаю, что мы вместе с РЖД, с учетом того соглашения, которое подписано, представим проект вам и оценим вместе возможности его реализации.
— Будут ли власти Краснодара продолжать снос незаконных торговых павильонов и гаражей, и дальнейшем благоустраивать освободившиеся территории?
— Работу в этом направлении мы ведем достаточно активно — сотнями сносим некапитальные торговые объекты, демонтируем гаражи. Недавно широко освещали эту тему, в частности,
показывали демонтаж торговых объектов на ул. Уральской, где истек договор аренды, и все договорные отношения были прекращены. Решили сделать там зеленую зону. Посмотрим, как скоро мы сможем этот проект реализовать, тем не менее, территория зачищена.
Рассчитываю, что в следующем году такое финансирование предусмотрим. Есть замечания жителей в той части, что мы сносим торговые ряды, и не сразу можем сделать благоустройство на этой территории. Замечания справедливые, но это происходит из-за скудности нашего муниципального бюджета. В следующем году, надеюсь, мы все-таки найдем необходимые ресурсы для того, чтобы сразу после сноса реализовывать какой-нибудь инфраструктурный проект на той территории, которая будет освобождаться от гаражей и торговых объектов.
Но направление выбрано, безусловно, верное, будем бороться с этим всем хламом, который не украшает город. Цивилизованных торговых площадей и объектов в городе предостаточно. Кто хочет заниматься бизнесом, тот должен заниматься честно. Если речь идет о нестационарной торговле, — у нас есть утвержденная схема размещения НТО. Она согласована всеми ведомствами, не только муниципалитетом, который принимает решение, а порядка 30-ю службами, начиная от ГИБДД и заканчивая краевыми структурами. Объекты, которых нет в схеме, должны быть демонтированы. Будем направлять свои усилия на возврат в муниципальную собственность земли для того, чтобы она служила нашим жителям местом прогулок и отдыха.
— Есть ли перспектива сделать Краснодарское водохранилище курортной территорией?
— Вряд ли наше водохранилище станет курортной территорией. А с незаконным строительством около этого объекта будем бороться, наводить порядок.
— Известно, что проект берегоукрепления реки Кубань важен для городских властей…
— В числе наших приоритетных проектов — благоустройство правого берега реки Кубань, особенно реализация проекта берегоукрепления. Для нас это очень важно, потому что это даст каркас территории от Тургеневского моста до Рождественского парка. В последующем мы планируем организовать красивую набережную. В любом случае — город, который стоит на реке, имеет большое преимущество. Уверен, прогулочная зона только для пешеходов и велосипедистов, и ничего больше, будет местом притяжения горожан. Проект амбициозный, интересный. И мы над ним активно работаем.
Евгений Первышов ответил на вопросы журналистов. Фото: Ярослав Потапов, пресс-служба администрации Краснодара
— Как власти Краснодара намерены решать проблему подтоплений в районе улицы Московской, северной и северо-восточной части Краснодара?
— Я достаточно подробно в своем видеообращении рассказал о ситуации с подтоплениями в районе ул. Московской, Российской, им. Петра Метальникова. Безусловно, решать эту проблему будем. Какие-то работы по строительству инфраструктуры уже выполнены, но отдельные части не собраны в единую сеть, которая бы позволила отводить дождевые воды из этого микрорайона.
У нас есть коллектор по ул. Российской: лежит труба, без насосов, поэтому вытекать воде некуда. Часть коллектора построена по ул. им. Петра Метальникова, причем эта часть не соединена ни с чем. Надо 180–200 метров пройти по ул. им. Петра Метальникова до ул. Российской. Для этого надо реанимировать насосную. Сделать прокол под Ростовским шоссе и выйти непосредственно к балке р. Осечки.
По улице Московской уже есть подвижки. Мы выиграли процесс, который ставит под сомнение право собственности на землю компании "Каталина Парк". Компания пытается взыскать с администрации около 600 млн руб. за земельные участки, по которым проходит дорога. Мы также рассматриваем вариант — по улицам Жигулевской, Автомобильной и Тополиной проложить тоже ливневый коллектор для дополнительного отвода воды в существующий пруд-накопитель в районе Ростовского Шоссе.
Мы разбиваем реализацию проекта на несколько этапов. Сегодня я встречаюсь с проектной организацией, которая будет заниматься этой темой, потому что тот проект, который существует — не годится к реализации, он нереализуем.
Далее по новому проекту определим исполнителей и ответственных, приступим к работам, часть из них будем выполнять с участием бизнеса и пользователей земельных участков, строительных компаний. Возможно, уже в этом году мы начнем реализацию того, что можно сделать за счет внебюджетных источников.
Проектирование и изыскания, я уверен, в этом году закончим. Проект будет воплощен — это однозначно. Срок его реализации — три года. Локальные проблемы решим, может быть, быстрее. Обещаний давать не буду, пока сам не увижу, что мы на правильном пути.
— На какой стадии подготовка концессионного соглашения по кинотеатру "Аврора"?
— Мы активно занимаемся подготовкой концессионного соглашения. "Аврора" — это не просто кинотеатр, это целый комплекс. По самому кинотеатру ситуация понятная. Мы расторгли договор с подрядчиком, который проводил реконструкцию.
Теперь стоят вопросы, связанные с формированием под кинотеатром земельного участка, в каких он должен быть границах. Мы знаем, что там часть находится в рекреационной зоне, эти границы будут сокращаться. Есть два фонтана — плоскостной и каскадный. И надо определить: будет ли эта территория входить в концессионное соглашение о передаче имущества и на каких условиях; что с ним будет в последующем, ведь это материальные ценности, которые принадлежат муниципалитету.
Далее — под кинотеатром есть подвальные помещения. Это все хозяйство является единым комплексом. Юридически и технически сейчас ведутся работы по формированию всего комплекса имущества под концессию.
Концессионное соглашение составляется, отыгрывается на конкурсе и потом реализуется. Все, что вписали — это предмет соглашения. Наполнение соглашения — юридически сложная процедура. В России не так много концессионных соглашений, которые были бы реализованы успешно.
Мы не хотим иметь плохой опыт, поэтому подходим тщательно, составляем качественный и выверенный документ.
— Какие меры принимаются по улучшению транспортной ситуации в Краснодаре?
— В течение последних двух лет было реализовано несколько локальных технических решений.
Например, "Зиповское кольцо" перестроили в Т-образный перекресток, и поток машин, который стоял, поехал.
Или сделали переезд через трамвайную линию на ул. Ставропольской в районе ул. им. Селезнева: машины ушли с ул. Селезнева налево, и этим мы немного разгрузили Старокубанское кольцо.
На ул. им. Каляева в районе ул. им. Гагарина по инициативе строительной компании и за её средства был сделан переезд через рельсы и заасфальтирована вторая часть ул. им. Каляева.
Думаю, что можно даже объявить конкурс среди жителей города и автолюбителей с предложениями по улучшению дорожной ситуации. Где и что нужно изменить, сделать небольшие капитальные вложения, которые реально бы улучшили транспортную логистику. Понятно, что все сразу мы их реализовать не сможем, но какие-то выбирать и реализовывать будем. Если будут такие инициативы от автолюбителей и горожан, мы их поддержим.
— Как решается проблема систематических отключений света в Краснодаре и можно ли говорить повышении надежности электроснабжения города?
— Аварийность на электросетях достаточно большая в этом году. Она не выше, чем прошлогодняя, но имеет достаточно серьезный общественный резонанс. Нагрузки на электросети возрастают значительно.
Если в прошлом году общая мощность была где-то 970 мегаватт, то в этом году поставлен очередной рекорд энергопотребления — 1053 мегаватт. Это колоссальный объем!
Выдержать такой темп удается благодаря производственной и инвестиционной программе "Кубанэнерго", которая сегодня успешно реализуется. Более 4 млрд рублей составляют вложения в 2018 г. на увеличение мощностей крупнейших питающих центров — подстанций "Калинино", "Юго-Западная", "Тургеневская", "Северная" и "Лорис". Их суммарная мощность увеличится с 325 до 500 МВА.
Конечно, рассчитываем на реализацию масштабных проектов "Кубаньэнерго", которые уже стоят в плане. Прежде всего, это — строительство подстанций "Ангарская" и "Мост".
По "Ангарской" уже есть градостроительный план и начаты проектные работы. Под подстанцию "Мост" определен земельный участок, и это будет уникальный проект.
Его уникальность в том, что "Кубаньэнерго" получило предварительное согласие от одной из ресурсоснабжающих организаций Республики Адыгея, у которой есть свободные мощности. Это позволит при строит