Водителей на Кубани, как и по всей стране, без световозвращающих жилетов будут штрафовать. Новые поправки в Правила дорожного движения действуют с 18 марта. Согласно новой норме, водителям, как и пассажирам, можно будет выходить из машины в темное время суток или в условиях ограниченной видимости только в световозвращающем жилете. Это требование действует в том случае, если водитель находится на дороге или обочине вне населенного пункта, пишет "Российская газета". Введенную норму информагентству прокомментировали в УГИБДД МВД России по Краснодарскому краю, сообщает ИА KrasnodarMedia.
"Новое требование введено исключительно для безопасности самих водителей. Ведь судя по статистике Госавтоинспекции, количество наездов на водителей в подобной ситуации у нас растет. Только в прошлом году произошло 386 таких аварий. С начала этого года таких наездов случилось 37. Причем в 36 случаях водители погибли.
Напомним, что уже довольно давно у нас введена норма, которая требует от пешеходов быть заметными на дорогах и носить световозвращающие элементы в темное время суток вне населенных пунктов. Причем пешеходов за это нарушение можно наказывать. За несоблюдение требований правил предусмотрен штраф 500 рублей. Однако на деле он применяется редко. Поэтому и пешеходы со светоотражателями на наших дорогах большая редкость.
По новой норме, водителям можно будет выходить из машины в темное время суток или в условиях ограниченной видимости только в световозвращающем жилете. Фото: Александр Хитров
В свою очередь глава "Союза пешеходов" предложил установить обязательное требование для школьной формы — наличие световозвращающих элементов. Его поддержал первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Он собирается предложить правительству разработать обязательные, а не рекомендательные стандарты для каждой группы товаров: школьная одежда, детская, спортивная и туристическая, которые будут включать в себя световозвращающие элементы. Причем эти требования должны касаться как отечественных, так и зарубежных поставщиков.
По предварительным подсчетам, озвученным Вячеславом Лысаковым и Владимиром Соколовым, световозвращающие элементы могут удорожать одежду на 10-15 процентов. Но это вопрос безопасности граждан. Впрочем, по мнению Натальи Агре, при массовом производстве никакого удорожания не будет. Другое дело, что Минпромторг пока не считает нужным разрабатывать и утверждать подобные требования к одежде.
Если для пешеходов есть требование в темное время суток за городом обеспечивать свою видимость с помощью световозвращающих элементов, то для водителей, которые в подобных же условиях выходят из машины, такого требования до сих пор не было.
Надо сказать, что если пешехода можно привлечь к ответственности за отсутствие у него световозвращающих элементов в темное время суток и оштрафовать его на 500 рублей, то в отношении водителей такой ответственности пока не установлено. Максимум, что может сделать инспектор, увидев такого водителя на дороге, это пожурить его, напомнить о его же собственной безопасности.
Если очень сильно постараться, то в случае аварии такого водителя без жилета можно было попытаться привлечь к ответственности по статье 12.27 Кодекса об административных правонарушениях за неисполнение обязанностей в связи с ДТП. По этой статье наказывают, например, за невыставленный знак аварийной остановки. Она предусматривает штраф в размере 1000 рублей. Но это с большой натяжкой.
Инспектор не имеет права проверять наличие жилета в машине, в отличие от аптечки. Фото: Мария Бородина
Также инспектор не имеет права проверять наличие жилета в машине, в отличие от аптечки. Ведь правилами предусмотрена обязанность выходить из машины в жилете. А не возить жилет с собой. Вдруг его возит с собой в сумочке пассажир?
Кстати, что касается пассажиров, то такое же требование для них в правилах не предусмотрено.
Президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре припомнила прошлогоднюю аварию, в которой погиб молодой, но известный артист, когда вышел из машины, чтобы помочь людям, попавшим в другое ДТП.
По ее мнению, не только жилеты могут обеспечить безопасность водителей и пешеходов в темное время суток. Необходимо привлекать дизайнеров одежды, чтобы они в своих произведениях применяли световозвращающие элементы.
— Ближний свет фар направлен в ноги, — отметила Наталья Агре. — Значит, подсвечивать нужно нижнюю часть тела. А это модные ботинки, брюки с лампасами, шнурки. Что постыдного в том, чтобы светиться по ночам, если это модно, красиво и круто?
Эксперты посетовали на то, что уже давно предлагают минпромторгу ввести в требования к верхней одежде и школьной форме обязательные вставки из светоотражающих материалов. Но в ведомстве считают это не нужным.
Как сообщил глава "Союза пешеходов" Владимир Соколов, сейчас утвержден новый ГОСТ для таких жилетов. Но пока все производители к нему перейдут, приобретать нужно жилеты, которые соответствуют национальному стандарту к спецодежде. Приобрести такие жилеты можно даже на заправках". — пишет "Российская газета".
В некоторых странах Европы требуют, чтобы жилет находился на спинке водительского сидения, а за его отсутствие предусмотрены большие штрафы. Фото: Антон Балашов
Новшество в ПДД прокомментировал информагентству, старший инспектор отдела пропаганды БДД и взаимодействия со СМИ УГИБДД МВД России по Краснодарскому краю Павел Окружко:
"За данное нарушение пункта Правил дорожного движения предусмотрена ответственность — штраф в размере 500 рублей.
Стоит подчеркнуть, штраф будет назначен только в том случае, если водитель вышел из машины на дорогу или обочину вне населенных пунктов в условиях ограниченной видимости — в темное время суток или при тумане, например в случае ДТП.
Напомню, что аналогичная норма действует также и на пешеходов. Кроме того, не стоит забывать, что, несмотря на то, что для пассажиров отдельных "указаний" в ПДД не содержится, они, выходя из машины автоматически становятся пешеходами, поэтому норма, применимая к пешеходам, действует и на пассажиров авто.
Уточню, что если водитель и пассажиры авто вышли из автомобиля, который остановился в поле или на проселочной дороге, штрафа не будет, речь идет только о дороге или ее обочине. Новый ГОСТ утвержден, однако в магазинах пока нет жилетов по новому стандарту, и на данный момент жилет можно надевать, изготовленный, по прежним стандартам.
При этом, несмотря на то, что, согласно правилам, водитель должен надевать жилет, сейчас это может быть и любая другая верхняя одежда или жилет-"спецовка", главное, чтобы имелись светововозращаюшие полосы в достаточном количестве по всему периметру — то есть водитель должен быть хорошо заметным на дороге. Сотрудники автоинспекции намерены уделять этому пункту пристальное внимание и принимать меры к нарушителям. Проводится профилактическая работа".
Как выяснило информагентство, в магазинах спецодежды в Краснодаре жилеты со световозвращающими полосами продают в достаточном количестве, пока — по "старому ГОСТу", стоимость жилетов в разных торговых точках варьируется от 180 до 250 рублей.