Бизнес. 6 октября 2016, 14:30
Один из создателей первой в городе еscape-room "Комната" Виталий Карпяк.. Фото: Корр. ИА AmurMedia
Секреты бизнеса

"Советская квартира" как креативный способ проведения досуга - на Кубани такого пока нет

Владелец квест-рума "Комната" Виталий Карпяк рассказал как из игры сделать бизнес, а из бизнеса - игру (ФОТО)

6 октября 2016, KrasnodarMedia. Квест в реальности, или квест-комната, квест-рум, еscape-room, с одной стороны — относительно новое развлечение, а с другой — вырастают по городу, как грибы после дождя. В больших городах уже существует различные квесты, предлагающие посетителям большой выбор сценариев, жанров и уровней сложности, в которые с удовольствием играют люди разного образования, статуса и возраста. Но насколько бы ни была оригинальной концепция квеста, пройти его можно только один раз. О том, как выстроить собственный бизнес на стремлении людей к игре и при этом получить возвращающегося клиента, рассказал один из создателей еscape-room "Комната" Виталий Карпяк, сообщает ИА KrasnodarMedia со ссылкой на ИА AmurMedia.

Здесь гостей встречают неизменной улыбкой.

Здесь гостей встречают неизменной улыбкой.. Фото: Корр. ИА AmurMedia

— Мне всегда казалось, что для создания сложного авторского квеста должно быть какое-либо техническое образование. Виталий, Вы, наверно, инженер?

— Вовсе нет, по образованию я – маркетолог. Специальность помогли выбрать родственники, но я очень быстро понял, что работать по ней не буду. Еще в детстве, видя пример своих родителей, которые засыпали и просыпались с мыслью "О Боже, снова на работу!", пришел к выводу, что рутина – это не мое. Однако знания, полученные, в университете пригодились как в жизни, так и в бизнесе.

Почему, если у тебя есть талант его нельзя использовать в коммерческих целях? Не представляю, как можно жить, ненавидя свою работу.

Во время обучения вместе с Дмитрием Зыковым – совладельцем "Комнаты", начали вести различные, преимущественно праздничные, мероприятия. Сначала бесплатно, а когда стало получаться, то перешли на более серьезные праздники и стали зарабатывать этим. Но со временем захотелось чего-то нового, масштабного, что ли.

1 / 5

— А почему не стали развиваться в творческом плане? Откуда возникла идея предпринимательства?

— У ведущего мероприятий мало возможностей для развития. Да и мысли о собственном деле посещали достаточно давно. Открыть праздничное агентство и стать организатором? Это скучно. Для нас интересней созидать, создавать для людей что-то новое. Как-то сам по себе подвернулся этот формат – квесты в реальности. В 2013 году открылась первая еscape-room в Москве. И мы с Димой очень заинтересовались этим. Ведь тогда об этом было мало что известно — такие развлечение были в новинку. Идея зрела целых полгода. Мы боялись, не знали с чего начать, куда бежать, как зарегистрироваться, какое помещение арендовать, но в итоге решили: если это не сделаем мы, то сделает кто-то другой. Надо действовать!

— И с чего начали?

Теперь я точно знаю, если нет денег — попроси у родственников. Им не надо платить проценты. И если они тебя любят, то подождут, пока ты раскрутишься и сможешь вернуть займ.

— С первоначального капитала, конечно. Заняли у родителей и родственников порядка 500 тысяч рублей, сняли помещение и поняли, что все – обратной дороги нет. Поначалу была мысль купить франшизу у москвичей, однако умные люди подсказали, что лучше сделать свое, уникальное, новое, авторское. И мы написали примерный сюжет нашего первого квеста "Советская квартира". Почему именно советская квартира? Да потому, что вещи прошлой эпохи легче всего собрать, стоит лишь обратиться к знакомым или залезть на "Авито". Была мысль сделать его не столько технически сложным, сколько атмосферным. План рисовали от руки: здесь должен стоять шкаф, здесь стол, а там телевизор. Нашли инженеров, которые отремонтировали старую радиолу, маленькое пианино и сделали так, чтобы эти предметы участвовали в игре. В течение трех месяцев собирали и отрабатывали квесты, а в декабре 2014 уже открылись.

1 / 7

— Насколько тяжело было начинать? Как привлекали первых посетителей?

— Бюджета на рекламу не было абсолютно. Но поскольку мы не один год проработали в медийной сфере, знакомы с разными людьми, решили обратиться к этаким "лидерам мнений" Хабаровска, которые смогли бы рассказать о нас в своих блогах, социальных сетях, интернет-изданиях. Понадеялись и на сарафанное радио. Как ни странно — повезло. Первый месяц, конечно, было очень тяжело, мы даже начали думать, что затея не удалась. Но потом дело потихоньку пошло. Формат был новый, и люди рассказывали про него друг другу почти взахлеб. Ведь раньше народ играл в компьютерные игры, а здесь все те же предметы, только вживую. Квест в реальности круче любой игры на экране компьютера!

— Если говорить о названии: почему именно "Комната"? Вроде как не очень-то оригинально…

— Согласен. Однако, как оказалась, мы попали в точку. Когда потенциальный клиент вводит поисковый запрос "Квест-комнаты Хабаровск", он автоматически попадает на нас. Даже если он хотел совсем другую игру, поисковик выдаст первый очевидный ответ. В обиходе гуляет словосочетание "квест-комната", поэтому оно легко запоминается. И все кто хочет прийти на игру, говорят: "Давай пойдем в комнату" и попадают к нам, в "Комнату". Вот такая полезная для бизнеса тавтология.

— У "Комнаты", как у любого авторского проекта есть свой логотип. Расскажите о нем.

— Я немного увлекаюсь рисованием в Adobe Illustrator, поэтому создавал его самостоятельно. Если по-простому – это закрытое помещение. Кто-то, правда, называет его домиком, но на самом деле это комната в форме куба с дверным проемом. Изначально у него был немного другой вид, я в течение года переделывал, дорабатывал, дорисовывал и остановился только тогда, когда логотип стал узнаваемым и хабаровчане стали его ассоциировать с квест-играми.

— Необходимо ли быть сверхумным или обладать какими-то определенными знаниями, чтобы выбраться из комнаты?

— На самом деле нет. Мы специально делаем наши квесты так, чтобы не нужны были школьные знания по физике или геометрии. Преобладают задания на внимательность, на сплоченность команды, на логику и нестандартное мышление. Каждая игра — это цепочка логичных, вытекающих одна из других загадок. В любом случае, у каждой команды есть неограниченное количество подсказок. А в затруднительной ситуации оператор, контролирующий процесс всегда поможет: задаст наводящий вопрос, направит к нужному месту, дав, таким образом, шанс выбраться из комнаты и получить кайф от игры.

— Все выбираются?

— Не все. Приблизительно 30% посетителей "Комнаты" остаются внутри по прошествии отведенного времени. У всех равные шансы выбраться и все зависит только от игроков. Но кто-то принципиально не желает пользоваться подсказками, полностью полагаясь на свои силы, кому-то не хватает часа или вообще настроение не то.

1 / 7

— А кто эти люди — ваша основная аудитория?

— Никогда не мог ответить на этот вопрос. Когда раскручивали социальные сети на предмет рекламы "Комнаты", начали с "Вконтакте" и "Instagram", а не с "Одноклассников", поскольку думали, что наш проект будет интересен в первую очередь молодежи. А оказалось все не так. Сначала к нам стали приходить офисные работники среднего возраста, проводили тим-билдинги, отмечали корпоративны. Потом приходили целые команды людей за 50, без детей и играли с нереальным удовольствием. В какой-то момент в "Советскую квартиру" начали приводить даже своих бабушек. Поэтому думаю, что нет определенной аудитории. Квесты любят все: от 5 лет и до бесконечности.

— Тем не менее, если человек посетил комнату один раз, то он навсегда потерян для вас как клиент, ибо второй раз это уже не интересно. Таким образом, может наступить момент, что все желающие сходили и все, бизнес можно закрывать?

— В этом вся специфика и сложность этого дела. Квест – это как фильм в кинотеатре. Только если тебе фильм очень понравился, ты пойдешь на него второй раз. Есть такие же любители квестов в реальности, но это скорей исключение из правил. Поэтому единственный выход – это масштабирование бизнеса. Это либо продажа франшиз, либо создание новых комнат. Но пока ты строишь новое, жизненный цикл старых квестов стремительно сокращается. И если ты хочешь продолжать работать в этой сфере, то новые площадки необходимо строить как можно быстрее, чтобы не начать работать в убыток.

Жизненный цикл квест-комнаты примерно два года. После ты либо закрываешь ее, либо продаешь по франшизе в другой город

— По франшизе мы открыли квест в Комсомольске-на-Амуре, ему уже почти месяц, называется "Секретный материальчик". В любом случае, те игры, что есть сейчас, либо подвергнутся изменениям и будут называться как-то по-другому, либо мы просто закроем это помещение за ненадобностью.

— Вашим первым квестам "Советская квартира" и "Пила" уже почти два года. Наверняка, Вы сейчас разрабатываете, что-то на замену?

— Да, мы нашли большое помещение – почти 100 квадратных метров, купили километры проводов и готовим новый перфоманс под названием "Ночной кошмар". В техническом исполнении он будет в пять раз сложнее "Ограбления банка": минимум простых железных ключей, максимум электроники, а так же задания, которые люди еще не видели. Упор сделаем не столько на загадки, сколько на декорации, аудио-видео спецэффекты и живых персонажей. Для максимального погружения в выдуманный нами мир.

— Слышала мнение, что в этом бизнесе нет конкурентов именно из-за его специфики. Это правда?

— Тоже частенько слышу, но абсолютно с этим не согласен. Когда на рынке появляется больше 10 компаний, предлагающих похожие услуги, тут уж как не назови, это и есть конкуренция. Когда имеется ассортимент, у клиента появляется возможность выбирать. И выбрать он может вовсе не тебя. Поэтому тем, кто думает заняться этим бизнесом в реалиях 2016 года, советую подумать еще 10 раз. Этот рынок на данный момент перенасыщен. Каждая компания, работающая сейчас в Хабаровске делает по два-три квеста, которые постоянно дорабатываются, становятся все более технически сложными, усовершенствованными. Так, что начинать будет архисложно.

Несмотря на распространенное мнение, квест — это нелегкий бизнес. Сидеть, сложа руки и получать прибыль, не получится.

— К тому же, как мне кажется, в последний год произошел настоящий бум в этом бизнесе. Квест-румы как грибы вырастают по всей стране.

— Все потому, что некоторые думают, что это очень легкий бизнес. Будешь сидеть, ничего не делать и зарабатывать большие деньги. Это совсем не так, работать приходится много: постоянно контролировать все процессы, разрабатывать дизайн комнат, рекламные проекты, да и электрика имеет свойство ломаться, а инвентарь выходить из строя. И это еще не все.

Между тем, Роман Пьяников и Артур Лычагин, организаторы квестов в реальности "Delirium", считают что все еscape room не составляют конкуренцию, а напротив, работают друг на друга.

Артур Лычагин Роман Пьянников
Артур Лычагин Роман Пьянников

владельцы компании по организации квестов в реальности «Дилириум»

Автор фото: ИА AmurMedia

- Те, кто сейчас работает в Хабаровске, имеют вполне качественные локации и действительно заслужили свое присутствие на этом рынке, однако считаю, что по-настоящему крутые квесты делают больше во Владивостоке или Новосибирске. Что же касается конкуренции в Хабаровске, то, например, возможности "Delirium" заканчиваются на трех локациях, а клиенты хотят чего-то нового, поэтому они после нас пойдут в другую компанию.

— И все-таки, что такое "Комната"? Что в конечном итоге Вы продаете?

— Мы продаем нестандартный способ проведения досуга. Ведь одной из причин выбора именно этой сферы деятельности является то, что в Хабаровске зачастую негде отдохнуть. Когда надоели бары и рестораны, кино все пересмотрено, когда бильярд и боулинг кажется заезженным, а для выезда загород не хватает времени, появляется вопрос: куда сходить развлечься? Прямо здесь и сейчас, в центре города? В этом плане еscape-room очень удобны: позвонил, забронировал, пришел. Ну и самое важное: мы дарим уникальные эмоции, ведь такие эмоции как в квест-комнате, вы не испытаете больше нигде! Ведь ты становишься героем сюжета, взаимодействуешь с ним и влияешь на развитие событий, а это целый спектр чувств от адреналина до сопереживания.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia