Каждый снимок имеет свою историю и за каждым есть свое воспоминание по прошествии даже многих лет, считает фотограф-любитель из Еврейской автномной области Александр Кулиш, у которого немало знакомых в Краснодарском крае. В ходе интервью с корреспондентом информагентства он немного рассказал о себе, показал свои снимки и прочитал стихи собственного сочинения. Своими фотоработами и поэтическими размышлениями Александр Кулиш поделился и с читателями ИА KrasnodarMedia.
– Александр Анатольевич, расскажите историю снимка, благодаря которому вы одержали победу в фотоконкурсе "Настроение".
– Девочку на фото зовут Варюша. Когда я ее увидел, сразу в голове отложилось – буду ее снимать! Она такая непосредственная, такие рожицы корчить умеет! Заигралась, я ее окликнул и сфотографировал.
– Как получилось, что вы увлеклись фотографией?
– В 1965 году отец купил мне фотоаппарат "Смена-6", тогда мне было 13 лет. Тогда все мальчишки во дворе чем-то занимались, и среди них был мой одноклассник, который раньше взял в руки фотоаппарат, он-то и заразил всех во дворе этим увлечением. Он показал свою первую фотографию, и меня это сильно впечатлило. Тогда я начал щелкать все подряд направо и налево, как это всегда бывает: своих друзей, знакомых, школьные мероприятия. Негативы сохранял. Сейчас они по истечении лет возымели ценность: недавно откопал такие негативы, которые снимал еще в 1965 году! Оказалось, на школьной линейке я запечатлел участников гражданской войны.
Так, потихоньку, с перерывами, я фотографировал. Полностью отдаться увлечению не удавалось: сначала была учеба в железнодорожном техникуме, потом служба в армии, затем я женился. В армии снимал немного, а после свадьбы просто не выпускал фотоаппарат из рук.
Всю жизнь я проработал машинистом на железной дороге, а потом, уйдя на пенсию, купил себе цифровую зеркальную фотокамеру. Времени было много и вот тут началось – стал снимать юбилеи, свадьбы…
– А почему все-таки не связали свою жизнь с фотографией?
– Я как-то не думал, что это может стать моей профессией. Железная дорога всегда рядом была, я ее видел, а фотография – это скорее увлечение. Тогда оно и доходов почти не приносило, да, и сейчас почти не приносит. Дело в том, что менталитет у людей в сельской глубинке совсем другой. Та же свадьба, например, в Хабаровске в среднем стоит от 30-ти тысяч рублей, а в деревне такой цены не попросишь. Да, и свадьбы там случаются одна-две в год, или попросят детей поснимать. В общем, для меня тут финансового источника нет никакого. Самое главное для меня, что опыт наработался: видение ситуации, момента, репортажа…
– Вы, наверное, очень много занимались самообразованием?
– Да, очень много занимался сам. Смотрел видеоуроки по Интернету. До этого прочитал очень много книг по фотографии. Кроме того, в 1992 году я закончил клубное отделение Культурно-просветительского училища в Биробиджане (сейчас это колледж культуры). Мое второе образование – клубная режиссура. Эта учеба мне очень многое дала. Например, пригодилось умение выстраивать группу. Еще со мной учились ребята с кино-фотоотделения культпросветучилища. От них тоже почерпнул многое.
– Как вы думаете, а профессиональному фотографу нужно учиться?
– Как говорит мой брат, профессиональный свадебный фотограф: "Надо учиться даже у плохих фотографов". Потому что два фотографа не могут думать одинаково, даже если они идут по наработанным схемам, все равно один что-то видит несколько иначе. У каждого свое видение.
– Что, по вашему мнению, самое главное в фотографии?
– Смотря, какой жанр. Есть, например, портрет, про который можно говорить бесконечно. Есть репортажная съемка, когда ты взял фотоаппарат и выжидаешь момент. Есть постановочная фотография, когда нужно самому группу как-то красиво выстроить. И все же самое главное в фотографии, по-моему, – это умение построить кадр, чтобы там все было по законам перспективы, найти необычный ракурс и многое другое.
– А что самое сложное для начинающих фотографов? Какие советы вы бы им дали?
– Я бы посоветовал, чтобы они не щелкали на автоматическом режиме. Недавно ездили мы на выходные в Кульдур, и надо было сделать простой сюжет – как цветет багульник. Если снять на автоматическом режиме и на режиме "цветение", кадры получатся абсолютно разные! Специальных режимов с заранее выстроенными настройками много – "солнце", "снег", "море" и так далее, надо ими пользоваться! Ведь если вспомнить физику, свет в течение дня неоднороден: утром больше ультрафиолетовых лучей, в обед – желтых и оранжевых, к вечеру – красноватых. Если снимать на автомате, этого совсем не видно. Это, конечно, можно поправить в редакторе, но это уже совсем не то.
– А вы обрабатываете свои фото?
– Только совсем немного: если вдруг где-то ветка лишняя в кадре, могу обрезать, скорректировать немного, чуть яркости добавить и все.
– Говорят, у вас самая большая фототека в Смидовичском районе. Это правда?
– Других таких фотографов у нас в районе я не знаю. Только черно-белых пленок у меня 760 штук. Одна пленка вмещает в себя 36 кадров, есть с 20-ю кадрами. Конечно, в общем я кадры не подсчитывал, но коллекция у меня богатая.
– В чем была тогда специфика фотографирования и сейчас? Сейчас легче фотографировать?
– Раньше все медленно было. Допустим, когда снимали артистов, приходилось носить по сцене провода. А сейчас скорость увеличилась, все быстро. И сейчас очень много информации по фотографии. Буквально любой желающий может найти в поисковике любую тему по фотосъемке, а раньше такие вопросы где искать? Листал книги старые: то откопаешь "Фотографии 1930-х годов" Александра Родченко и радуешься… Вот так и учились, а сейчас практически все есть в Интернете. И потом в черно-белой фотографии всего две краски, поэтому не надо было иметь такие знания по цвету, как сейчас, баланс белого нужно выстраивать.
– Как вы думаете, любой может стать хорошим фотографом или нужно обладать какими-то специальными качествами?
– Конечно, кнопку сможет нажать любой, но чтобы снять красиво, нужно хотя бы немного в голове выстроить сюжет. Когда я снимаю свадьбу, у меня уже сюжеты выстроены, остается только поправки сделать: сколько гостей, какие наряды и так далее. Например, когда я в последний раз снимал свадьбу, обратил внимание, что пять девушек пришли в красных платьях, так родился кадр – невеста, вокруг нее девушки в красном стоят. Такие идеи приходят с ходу.
– А как ваша семья относилась к вашему увлечению?
– Им нравилось мое хобби. Только жене, как и любой женщине, наверное, почему-то редко нравилось, как она выходила на фотографиях. Сейчас есть специальные программы, которые могут выручить. У меня есть одна такая, ее брат с Украины привез. Эта программа на портретных фотографиях сводит черты лица к идеальным: там и кожу можно поправить, убрать какие-то недостатки.
– В каких-то выставках, конкурсах участвовали?
– Я участвовал в двух выставках в поселке Смидович, в клубе в Камышовке делал две или три выставки. В прошлом году к 70-летию Победы я выставлял в Смидовиче снимки. В общероссийских выставках я не участвовал. Раньше просто некогда было этим заниматься, пока работал, а сейчас как-то не думал об этом. Бывает, за день, как на последней свадьбе, больше 900 кадров снимешь, а бывает три-четыре дня вообще ничего.
– Еще какие-то увлечения, кроме фотографии, у вас есть?
– Стихи пишу. Целый сборничек, можно сказать, написал. Правда, не публиковался нигде, но могу почитать немного. Вот шутливое:
Я родился в Волочаевке
И, прожив там много лет,
Разрывался от отчаянья,
Проклиная белый свет.
Еще вот одно стихотворение романтического плана, потому что я сам романтик:
Разливалось солнце над покосами,
Силу набирал июльский зной,
Ты пришла с распущенными косами,
Босая и в кофточке льняной.
Чувственная, нежная, красивая,
Обняла – и я сошел с ума.
Губы прошептали: "Здравствуй, милая"
Свет поплыл и в голове туман…
Сколько целовались в это утро,
Я забыл, да и не в этом суть.
Сказкой были сладкие минуты,
Этих нам мгновений не вернуть.
Вечер наступил, упали росы,
Ты простилась, канув в никуда.
Я не знал, что милые мне косы
Не увижу больше никогда.
Ты прости, длинноволосая,
Что с другой связал судьбу свою.
Полыхало солнце над покосами,
В пепел обращая жизнь мою.
"Помоха" (то есть помощник машиниста), 1976 г.. Фото: Из личного архива Александра Кулиша
Есть четверостишия, посвященные работе и коллегам. Я вот уже давно на пенсии, а работа до сих пор снится: все-таки 34 года проработал на железной дороге.
О, сколько бессонных ночей
Прожито в мазутной кабине,
Где мы, не смыкая очей,
Терзаем судьбу и поныне.
Или вот другое:
Опять бессонная ночь рисует картины прошлого
Я думаю, как превозмочь бессонницу – гостью непрошену.
Проносятся годы и лица каким-то сплошным видением.
Пытаюсь уснуть – не спится: теряюсь в пространстве и времени.
А утром, когда светает, и боль разрывает веки,
Душа моя замирает, уснув в больном человеке.
Подпишись на наш канал в Telegram и получай самые свежие новости без спама и обсуждений
Кликни и получай только самые интересные новости в группе "КраснодарМедиа.Новости" в Whatsapp